double arrow

Переключение внимания

4. Переключение внимания отличается от его отвлечения тем, что это сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Таким образом, к переключению нельзя относить любой перенос внимания на другой объект. Некоторые известные психологи (в частности, К. Марбе) считали данное свойство врожденно-обусловленным и доступным лишь немногим людям. Позже, однако, было показано, что тренировка, специальное обучение могут улучшать переключаемость внимания. В то же время она действительно тесно связана с таким свойством нервных процессов, как их подвижность/инертность, что ограничивает возможности упражнения.

Иногда выделяют завершенное (полное) и незавершенное (неполное) переключение внимания. В первом случае после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Это, например, бывает,»когда новая деятельность неинтересна, когда не осознается ее необходимость. Если же неинтересной, наоборот, была первая деятельность или она продолжалась долго, то переключение внимания происходит

легко. В процессе обучения важно своевременно изменять деятельность учащихся, поскольку негативно

влияют на ее продуктивность и на психическое состояние как слишком частое, так и очень редкое

переключение Существуют определенные методики измерения переключаемости внимания На первом этапе

в течение определенного времени выполняется одна деятельность, затем, обычно столько же времени,

другая. После этого испытуемый в течение вдвое большего времени выполняет два вида деятельности,

многократно чередуя их. Сравнение суммарного показателя продуктивности двух первых этапов и

последнего этапа и позволяет судить об уровне развития переключаемости внимания.

Хорошо известно то, что переключение внимания затруднено при его высокой концентрации, и это часто

приводит к так называемым ошибкам рассеянности.

Рассеянность бывает двух видов. Во-первых, существует рассеянность как неумение сколько-нибудь

длительно сосредотачивать внимание, что выражается в постоянном отвлечении, «скольжении» внимания.

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 77


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


78 of 147


Одной из причин такой рассеянности является избыток всевозможных и притом неглубоких интересов. Во-вторых, наблюдается рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным. Примером может служить рассеянный ученный, который всецело поглощен своими трудами и перестающий замечать «мелочи жизни». 5. Устойчивость внимания это степень и длительность сосредоточенности сознания. От чего зависит возможность длительного удержания внимания на объекте, явлении или деятельности? Важнейшее условие этого почти одинаково описано в работах классиков психологии — Г. Гельмгольца, У. Джемса, С. Л. Рубинштейна. Никто не способен непрерывно сосредоточивать внимание на неизменяющемся объекте мысли. Когда объект не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Только постоянно раскрывая в предмете восприятия или мысли новое содержание, можно сохранить устойчивость внимания. С. Л. Рубинштейн отмечает, что сосредоточение внимания — это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Однообразие, монотонность «притупляет» внимание, гасит его. Важно также, чтобы изменяющееся содержание объединялось какими-то отношениями в единое целое, образовывало систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету. Так, Ж. Кювье утверждает, что гений — это прежде всего внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, едва ли будет в состоянии долго сосредоточивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые стороны в объектах, связанных между собой «рациональным принципом». Данное условие устойчивости внимания объясняет, почему так важно, борясь с отвлечениями при работе с учебным материалом, разнообразить приемы его осмысления, переработки информации, а не просто однообразно повторять запоминаемое.

Другими факторами устойчивости внимания являются:

— интерес к материалу;

— связь изучаемого материала с потребностями личности;

— содержательность и трудность выполняемой деятельности;

— осознание значения выполняемой деятельности;

— индивидуально-психологические особенности личности (такие, например, как свойства темперамента и уровень развития волевых черт характера);

— комфортные или отвлекающие внимание условия, в которых деятельность выполняется;

— психическое состояние человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: