Концентрация внимания

1. Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 76


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


77 of 147


не входит в поле внимания. Титченер предлагал для измерения концентрации внимания использовать воздействие постепенно усиливающимися побочными раздражителями: чем больше концентрация, тем более интенсивным будет тот из них, который испытуемый впервые заметит. Эта идея не была, однако, реализована в виде конкретной методики. Глубокая концентрация полезна, когда деятельность связана с изучением отдельных особенностей объектов и может протекать не слишком быстро (например, при решении школьником трудной задачи). Там же, где требуется частое переключение внимания, полное сосредоточение на одной деятельности скорее нецелесообразно, поскольку может вести к ошибкам.

Распределение внимания

2. Распределение внимания — это такая организация психической деятельности, при которой одновременно
выполняются два или более действия (Н. Добрынин). Заметим, что это должны быть разные действия, цели,
а не просто два объекта в поле внимания. Главное условие успешного распределения внимания заключается
в том, что по крайней мере одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано, доведено до
уровня навыка. Поэтому можно, например (в спокойной обстановке, без отвлекающих раздражителей),
легко совмещать слуша-

ние речи несложного содержания и какую-то ручную работу. Труднее выполнять два вида умственного труда. Известно, что студенты-первокурсники нередко чередуют слушание и запись лекции и в результате получают очень неполные конспекты. Самое сложное — это распределение внимания между двумя мыслительными процессами с разным содержанием (например, обдумывание мысли и слушание рассуждения на другую тему). Попытка хорошо осознать оба ряда мысли вызывает состояние эмоциональной напряженности. Доказано, что после длительной тренировки можно даже одновременно читать текст и писать род диктовку слова, достаточно полно осознавая и тот, и другой материал (Э. Спелке и У. Херст). Это демонстрирует большие возможности автоматической переработки информации человеком. При экспериментальном изучении внимания учитывается так называемый объем внимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: