Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905—1967). По его
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 102 of 147
мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.
Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. construct — строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987). Конструкт — это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.
|
|
С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т. д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса); «спортивный/неспортивный», «музыкальный/немузыкальный» и т. д. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, тот исход, который лучше всего описывает событие, т. е. обладает лучшей прогностической ценностью. Одни кон-
структы пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким
диапазоном применимости. Например, конструкт «умный/глупый» вряд ли подойдет для описания погоды, а
вот конструкт «хороший/плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.
Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые
актуализируются в сознании быстрее, называют динатными, а которые медленнее — субординатными.
Например, если встречая какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того, является ли он
умным или глупым, и только потом — добрым или злым, то ваш конструкт «умный» является динатным, а
|
|
конструкт «добрый/злой» — субординатным.
Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда
люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно
общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт «порядочный/непорядочный», а у
другого такого конструкта нет вообще.
Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под
влиянием опыта, т. е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует
преимущественно «сознательное». Бессознательное может относиться только к отдаленным
(субординантным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек
пользуется редко.
Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у
человека в течение жизни, содержит в себе и ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека
полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные
предсказания. Внешний мир — не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В
конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир
человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением, и каждый
интерпретирует внешнюю реальность через свой внутренний мир.
Основным элементом данной концепции является личностный конструкт. В свою очередь, система
личностных конструктов делится на два уровня:
1) блок «ядерных» конструктов — примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми;
2) блок периферических конструктов — это все остальные конструкты. Количество этих образований индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.
Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).
Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:
1) имеет лучшее психическое здоровье;
2) лучше справляется со стрессом;
3) имеет более высокий уровень самооценки;
4) более адаптивна к новым ситуациям. Для оценки личностных конструктов (их качества и количества) существуют специальные методы.
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 102
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 103 of 147
Наиболее известный из них «тест репертуарной решетки» (Франселла Ф., Баннистер Д., 1987). Испытуемый сравнивает одновременно между собой триады (список и последовательность триад составляются заранее из людей, играющих важную роль в прошлой или настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологических характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствуют у третьего человека.
Например, вам предстоит сравнить преподавателя, которого вы любите, свою жену (или мужа) и себя. Предположим, вы считаете, что у вас и вашего преподавателя есть общее психологическое свойство — общительность, а у вашего супруга (и) такое качество отсутствует. Следовательно, в вашей конструктной системе есть конструкт «общительность/необщительность». Таким образом, сравнивая себя и других людей, вы раскрываете систему своих собственных личностных конструктов.