Культура МССР в годы административно-командной системы

Литература и искусство республики в условиях партийного руководства

Культура послевоенного периода развивалась под сильным воздействием политики, проводимой Коммунистической партией. Тоталитарная административная система, представленная партийным и государственным руководством, явилась основным препятствием в развитии литературы и искусства в МССР. Партийные теоретики требовали пропаганды работ социалистического и революционно-демократического характера и отрицательно относились к традициям национальной культуры. Так, к примеру, в 1947 году был подготовлен к публикации целый ряд произведений классиков румынской литературы, но в последний момент они были изъяты из издательских планов.

В первые послевоенные годы запрещалось включать в репертуары театров республики произведения классиков румынской литературы. В 1947 году из репертуара Молдавского драматического театра была исключена пьеса Ливиу Делиану "Волшебная булава". Партийные функционеры посчитали, что она основана на мифологическом субъекте и не способствует воспитанию зрителя в коммунистическом духе, уводит его в сторону от решения проблем, стоящих перед страной. В республиканском кукольном театре была временно запрещена сказка "Коза и три ягненка", с целью изъятия из текста румынских слов и проведения соответствующей работы с актерами над "молдавским" произношением слов. Таким образом, с одной стороны, содержание произведений проходило цензуру, с другой - велась борьба за "чистку" молдавского языка от румынских слов.

Усилилась цензура и над музыкальными произведениями. Особенно много критики приходилось в адрес Кишиневской консерватории. Композиторов обвиняли в том, что они не занимаются пропагандой советской тематики и работают методами XVIII века - методами деидеологизированного музыкального искусства. Нападкам со стороны цензоров подверглись знатоки румынского фольклора и культуры С. Лобел, К. Стырча и др.

Гонениям подверглись и бессарабские писатели. В начале 50-х годов А. Лупана, Е. Букова и Б. Истру критиковали за то, что они плохо представляют себе историческое прошлое Молдовы, особенно период феодализма, который, по мнению критиков, идеализировался в их произведениях. Писателям устанавливалась определенная тематика, которой следовало придерживаться. На первый план выступали сюжеты из жизни и деятельности руководителей партии большевиков. Такое отношение к писателям способствовало появлению произведений, в которых преобладал классовый принцип.

После смерти Сталина и особенно после XX съезда КПСС, разоблачившего культ "великого вождя", появилась надежда, что положение изменится. Процесс демократизации социально-политической жизни страны сопровождался активизацией творческой мысли и энергии интеллигенции МССР. Конкретным результатом этого процесса был значительный прогресс, достигнутый в области литературы и искусства в 60-е годы, появления большого числа качественных художественных произведений, заметно обогативших духовную культуру молдавского народа.

Процесс дальнейшей демократизации был прерван в начале 60-х годов, что явилось следствием постепенной консолидации административно-командной системы в области культуры, выразившейся в идеологизации и политизации творческого процесса, в руководстве и управлении культурной жизнью, в существенном ограничении свободы творчества. Подтверждением вышесказанному может служить кампания борьбы с абстракционизмом, предпринятая в начале 60-х годов, в ходе которой были дискредитированы лучшие представители советской интеллигенции. Лидерами абстракционизма в МССР были объявлены М. Греку и В. Русу-Чобану, авторы картин "Металлурги", "Девушки из Чадыр-Лунги", "Штефан чел Маре", против которых была развернута яростная пропаганда. В антисоветизме и антипартийности обвинялось руководство писателей Молдовы. Примером тому может служить III съезд Союза писателей республики, проходивший в октябре 1965 года. Партийное руководство ожидало, что в отчетном докладе И. К. Чобану будут подвергнуты критике произведения молдавских писателей за неверное понимание ими национальной специфики. Но на этот раз, в отличие от предыдущих съездов, взгляды писателей не совпали с официальной линией партии. Председатель Союза писателей был освобожден от занимаемой должности, а А. Бусуйок, Г. Маларчук, И. Друцэ и М. Чимпой были обвинены в национализме. Партийное руководство настаивало на том, чтобы писатели в первую очередь обращали внимание на современную тематику, поэтому обращение к истории родного края квалифицировалось как идеализация прошлого.

В молдавской художественной литературе Ион Друцэ в произведении "Бремя нашей доброты" первым написал о засухе и голоде в послевоенные годы. В 1970 году редакционная коллегия журнала "Дружба народов" выдвинула этот роман на соискание Государственной премии СССР. Однако в республике началась кампания травли Иона Друцэ. И. Бодюл, лидер молдавских коммунистов, считал, что роман вреден с политической точки зрения и искаженно отражает социалистические преобразования на селе. В результате Ион Друцэ премии не получил и был подвергнут гонениям со стороны партийных органов.

Опасные тенденции были "усмотрены" в концертах ансамбля "Норок", в некоторых постановках Музыкально-драматического театра им. А. С. Пушкина и театра "Лучафэрул". На руководящие должности в учреждениях культуры назначались люди, некомпетентные в вопросах литературы и искусства. Они игнорировали национальную специфику и подавляли любые попытки повышения роли родного языка, сохранения и развития народных традиций. В этих условиях многие талантливые писатели и деятели искусства (И. Друцэ, Е. Лотяну, И. Унгуряну и др.) вынуждены были покинуть республику.

В начале 60-х годов в самом молодом искусстве республики - кинематографе - начинает появляться целая плеяда талантливых режиссеров, операторов и сценаристов, но и они не нашли поддержки у партийного руководства. К примеру, фильм режиссера М. Калика "Человек идет за солнцем" был объявлен пагубным для социалистической системы, в результате чего директор киностудии "Молдова-филм" В. Шевелов был освобожден от занимаемой должности. Жесткой цензуре было подвергнуто также творчество режиссеров Е. Лотяну, В. Гажиу, В. Друк.

Таким образом, политика административно-командной системы в области культуры, направленная на идеологизацию общества и ограничение свободы творчества, привела к тяжелым последствиям. В 70-х - первой половине 80-х годов в республике отмечался застой в литературе, музыке, кинематографе, театральном искусстве, о чем свидетельствуют отчеты съездов и пленумов соответствующих творческих союзов, а также критические статьи специалистов литературоведов и искусствоведов.

В этих условиях отдельные представители искусства, будучи не в состоянии бороться за свободу творчества, становятся послушным орудием в руках партийного аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: