Образование. Анализируя проблемы культурного строительства в Молдове, необходимо отметить, что в 40-80-е годы республика достигла определенных успехов

Анализируя проблемы культурного строительства в Молдове, необходимо отметить, что в 40-80-е годы республика достигла определенных успехов. В послевоенные годы в сравнительно короткий срок была ликвидирована безграмотность. В начале 60-х годов в республике было введено общеобразовательное семилетнее обучение. Широкое развитие получило профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование. С конца 50-х годов начал осуществляться переход к обязательному восьмилетнему обучению, а начиная со второй половины 60-х годов - к обязательному среднему образованию.

В послевоенный период в республике был создан ряд научно-исследовательских институтов, а в 1961 году - Академия наук МССР. Возросло число кадров с высшим и средним специальным образованием. Расширяется сеть культурно-просветительских учреждений, улучшается их материально-техническая база. Одним из самых действенных средств массовой информации и пропаганды становятся радиовещание и телевидение, значительно расширившие возможности приобщения населения к духовным ценностям. Все эти культурные преобразования сыграли важную роль в развитии духовной жизни. Однако следует отметить довольно противоречивый характер этого процесса как в республике, так и в целом по стране. Был допущен ряд ошибок и деформаций. Отрицательным моментом явилось экстенсивное развитие культуры в ущерб ее качеству. Качественные показатели уступили место количественным. Чем дальше развивалась система народного образования, тем больше допускалось ошибок. В начале 80-х годов вся система образования испытывала глубокий кризис. Не успевала утвердиться и реализоваться одна из реформ общеобразовательной школы, как вводилась следующая.

Помимо перечисленных, можно отметить и ряд других факторов, приведших к застою: отчуждение школы от проблем эстетического и духовного развития учащихся, от национальных традиций и национальной культуры; вытеснение родного языка из профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, а также из части средних общеобразовательных школ и дошкольных учреждений.

Ввиду сильной коммунистической пропаганды история родного края сводилась лишь к молдо-русско-украинским связям, а историческое прошлое, особенно древний период и средневековье, стиралось из памяти народа. Плюрализм мнений был строго запрещен. В исторической науке была установлена монополия партии и отдельных личностей на все концепции. Все попытки некоторых историков поиска исторической правды объявлялись националистическими, ведущими к идеализации прошлого.

Все вышеуказанные факторы привели к тяжелым последствиям в развитии образования и духовной культуры, к обострению национальных отношений в республике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: