Нормативно-правовая база СУБ

Функционирование СУБ регламентируется разрабатываемым и издаваемым Компанией взаимосопряженным комплексом нормативно-правовых документов, дополняющих законодательную и нормативно-правовую базу государства флага по безопасности мореплавания. Базисным нормативно-правовым документом системы является «Основное руководство компании по управлению безопасностью». Оно содержит описание, цели, принципы, механизмы действия»структуру системы, назначение, задачи и взаимодействие структурных подразделений (служб), обязанности, полномочия и ответственность персонала, состав нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы, их исполнение и введение. Объем документации, вовлекаемый в СУБ, должен быть по возможности минимальным (не в ущерб безопасности, без излишней избыточности), удобным и понятным для пользователей.

К основным международным инструментам, на положениях которых должны базироваться действия и методы систем управления безопасностью, а также требования при освидетельствовании СУБ, относятся международные конвенции:» по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74);

• по предотвращению загрязнений с судов (МАРПОЛ-73/78);

• о грузовой марке (ГМ-66);

• о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ-78 с поправками);

• о предотвращении столкновений судов (МППСС-72);

• Международной организации труда (МОТ-147), а также резолюций ИМО:

— А. 788 (19) «Руководство по внедрению Международного кодекса:

по управлению безопасностью» (МКУБ);

— А. 740 (18) «Промежуточное руководство по оказанию помощи государствам флага судна»;

— А. 787 (19) «Процедуры контроля судов государством порта».

К международным инструментам, которые рекомендуется иметь в составе нормативно-правовой базы Компании, относятся ратифицированные Россией:

• Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., измененная Протоколом 1984 г. к ней с поправками;

• Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. с Протоколом 1973 г.;

• Международная конвенция по обмеру судов 1969 г.;

• Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.

В компании и на судне должны быть Правила Российского Морского Регистра Судоходства или иного классификационного общества, классифицировавшего данное судно.

На основании и в соответствии с положениями международных и национальных документов на борту пассажирских, грузопассажир­ских, нефтеналивных и буксирных судов, а также других самоходных судов с главным двигателем мощностью не менее 55 кВт и несамоходных судов валовой вместимостью не менее 80 должны быть следующие свидетельства и документы:

на всех судах:

• свидетельство о праве плавания под Государственным флагом;

• свидетельство о праве собственности на судне;

• квалификационное свидетельство;

• международное мерительное свидетельство;

• международное свидетельство о грузовой марке или международное свидетельство об изъятии для грузовой марки;

• дипломы и сертификаты капитана и членов экипажа;

• судовая роль (данные об экипаже судна);

• судовой журнал;

• машинный журнал (для судов с энергетической установкой);

• радиожурнал (если судно имеет радиостанцию);

• санитарный журнал;

• свидетельство о грузовых устройствах;

• свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию;

• свидетельство о дератизации или об освобождении от дератизации;

• свидетельство о медицинской аптечке;

• международные свидетельства о предотвращении загрязнения моря нефтью и сточными водами;

• журнал нефтяных операций;

• копия документа о соответствии Компании;

• свидетельство об управлении безопасностью;

• свидетельство о минимальном составе экипажа судна;

на пассажирских судах:

• свидетельство о безопасности пассажирского судна;

• свидетельство об изъятии (если судну на основании и в соответствии с положениями Международной конвенции COJ1AG-74 предоставляется изъятие);

на грузовых судах:

• свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции;

• свидетельство о безопасности грузового судна но оборудованию и снабжению;

• наставление по креплению груза;

• свидетельство об изъятии (если судну на основании и в соответствии с положениями Международной конвенции СОЛАС-74 предоставляется изъятие);

• свидетельство о соответствии специальным требованиям для судов, перевозящих опасные грузы;

• манифест об опасных грузах на борту и их расположение или подробный грузовой план;

• свидетельство о пригодности судна для перевозки зерна;

• свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнений нефтью.

Документы, составленные не на английском языке, должны содержать перевод на английском языке.

Судовые документы должны находиться на судне в подлинниках за исключением свидетельства о праве собственности на судно, которое может быть в копия, удостоверенной в нотариальном порядке, и Документа о соответствии Компании, которое должно быть в копий.

Задачей нормативных документов Компании является доведение до всего берегового и судового персонала систематизированных требований руководства (прямая связь) и обеспечения неискаженной промежуточными структурами текущей информации о состоянии и действиях всех элементов СУБ (обратная связь).

С уменьшением количества промежуточных структур, разнообразия типов эксплуатируемых судов и общего числа судов стандарты Компании могут объединиться. Если Компания состоит из одного судна, а ее первый руководитель одновременно является капитаном или судовым офицером, правомерно объединение стандартов Компании с судовыми приказами, распоряжениями и инструкциями.

Нормативными документами Компании должны быть регламентированы:

• политика Компании;

• структура Компании;

• система управления документами (нормативно-правовая база и поддержание ее на уровне современности, довольствующие органы, кто персонально отвечает за современные заказ, оплату, получение, распределение нормативных документов, правила подготовки и издания документов Компании и судна, правила рассылки, регистрации, хранения, изучения, архивирования, списания документов);

• кадровая политика, в том числе мотивационная политика;

• специальные (не предусмотренные международными и национальными документами) полномочия капитанов судов;

• положения (права, обязанности и ответственность) конкретных подразделений, участвующих в СУБ Компании;

• должностные инструкции начальников и ведущих специалистов подразделений Компаний, участвующих в СУБ Компании;

• типовые должностные инструкции судового персонала всех типов судов Компании;

• типовые инструкции по использованию и обслуживанию судового оборудования;

• обеспечение судов навигационными картами и пособиями и поддержание судовых коллекций карт и книг на уровне современ­ности;

• использование гидрометеообеспечения;

• донесения капитанов о специфике плавания в конкретных районах, в различных условиях и специфике посещаемых портов;

• судовые расписания по тревогам;

• расследование и документирование аварийных случаев с судами Компании;

• система проверок судов;

• процедуры внутренних проверок, пересмотра СУБ и внедрения изменений;

• процедуры подготовки к освидетельствованию.

В соответствии с принятой на морском флоте России классификацией, руководящие документы Компании распределяются на следующие классы:

• общие вопросы развития и управления;

• эксплуатация флота, организация и технология перевозки грузов и пассажиров;

• технологическая эксплуатация;

• безопасность мореплавания, организация судоходства, судовождение и связь;

• безопасность труда;

• организация и нормирование труда.

Судовые документы должны включать, кроме нормативно-правовой базы Компании, документы, регламентирующие действия и методы по обеспечению безопасной эксплуатации и предотвращению загрязнения моря на данном типе судов, а также на данном конкретном судне. Последнее — в виде письменных распоряжений капитана, учитывающих особенности конкретного судна, его экипажа, перевозимых им грузов и его района плавания.

Судовая документация должна содержать обязательный перечень судовых документов и чертежей, отражающих фактическое состояние судна, его конструкций и оборудования.

Освидетельствованием должно быть установлено, что поддержание нормативно-правовой базы Компании и ее судов на уровне современности обеспечивается:

- ежегодной инвентаризацией наличествующих документов;

- изъятием устаревших, потерявших актуальность правовых норм;

- ежегодным объявлением Перечней действующих нормативных документов;

- системой информационного обеспечения береговых подразделений и судов.

В Компании и на судах должны быть назначены лица ответственные за состояние нормативно-правовой базы и ее изучение; разработаны Программы изучения законодательных и нормативных актов, регули­рующих торговое мореплавание; установлен порядок занятий и контроля за их проведением и посещением; проводиться проверки знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: