К основным национальным законодательным и нормативным актам, на положениях которых должны базироваться действия и методы по обеспечению безопасности плавания, относятся:
Конституция Российской Федерации,
Гражданский кодекс РФ,
Уголовный кодекс РФ,
Кодекс торгового мореплавания,
Приказ Минтранса РФ от 26 июля 1994 г. № 63 «О мерах по повышению безопасности мореплавания».
Первый в истории России кодифицированный акт о торговом мореплавании - Кодекс торгового мореплавания Союза ССР был принят в 1929 г., второй - Кодекс торгового мореплавания СССР - в 1968 г., третий - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) — 31 марта 1999 г. (вступил в силу с 1 мая 1999 г.). Несмотря на некоторую условность, термин «торговое мореплавание» использовался и в законодательной практике дореволюционной России. Доказательством тому - Проект уложения о торговом мореплавании 1909 г.
КТМ РФ регулирует отношения, далеко выходящие за рамки обычных транспортных уставов и кодексов. Им регулируется, с одной стороны, транспортная деятельность на море, а с другой, — большой круг отношений, связанных с иными видами деятельности на море. Об этом свидетельствует ст.2 КТМ РФ, где дается расшифровка термина «торговое мореплавание». Под ним понимается деятельность, связанная с использованием судов для:
|
|
• перевозки грузов, пассажиров и багажа;
• промысла водных биологических ресурсов;
• разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
• лоцманской и ледокольной проводки;
• поисковых, спасательных и буксирных операций;
• подъема затонувшего в море имущества;
• гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
• санитарного, карантинного и другого контроля;
• защиты и сохранения морской среды;
• проведения морских научных исследований;
• учебных, спортивных и культурных целей;
• иных целей
Сфера действия КТМ РФ определена в ст. 3:
«1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:
• морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;
• суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река-море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
2. Правила, установленные настоящим Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:
|
|
• военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;
• некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.
В случаях, если настоящим Кодексом прямо предусмотрено, что правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на суда и грузы, указанные в настоящем пункте, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов».
КТМ РФ (1999 г.) впервые вводит понятия государственного управления в области торгового мореплавания и государственного надзора за торговым мореплаванием. Первое осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации и Государственным комитетом по рыболовству РФ и заключается в издании в пределах своей компетенции обязательных для исполнения организациями и гражданами правил, инструкций и иных актов, содержащих нормы права и регулирующих отношения, возникающие в торговом мореплавании. Второе заключается в выполнении этими органами исполнительной власти надзора за:
• соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании;
• охраной человеческой жизни на море;
• дипломированием членов экипажей судов, за исключением членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;
— государственной регистрацией судов и прав на них;
— лоцманской службой и системой управления движением судов в морских портах;
— спасательной службой и взаимодействием ее с другими спасательными службами;
— состоянием морских путей;
— обеспечением защиты морской среды.
Впервые в Кодекс введена глава «Государственный портовый контроль», в которой закреплены функции капитана порта по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морских портах. На капитана морского торгового Порта возлагается:
контроль над соблюдением международных договоровРоссийской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании;
выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждение их выдачи;
проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;
контроль над соблюдением требований, касающихся порядка захода в порт и выхода из порта;
контроль над деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;
расследование аварийных случаев.
Кодекс закрепляет высокий служебный статус капитана порта. Капитан морского торгового порта подчиняется непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта. За нарушение правил, касающихся безопасности Мореплавания и порядка в порту, капитан порта вправе налагать административные взыскания. Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его компетенции вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.
Кодекс определяет права капитана порта на проверку судовых документов, на осмотр судна при наличии достаточных оснований полагать, что судно не отвечает требованиям безопасности мореплавания, на контрольный осмотр судна. В случае непригодности судна к плаванию, нарушения требований о загрузке, снабжении судна, укомплектовании экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо причинения ущерба
|
|
морской среде капитан порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта.
Рад новых правовых норм, касающихся безопасности мореплавания, содержится в главе «Морские лоцманы». В ней сформулированы цели лоцманской проводки: они заключаются в обеспечении безопасности плавания судов и предотвращении происшествий с судами, а также защиты морской среды. На лоцмана возлагаются обязанности публично-правового характера - немедленно сообщать капитану порта о:
— любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;
— любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом районе;
— невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения моря с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.
Кодекс учитывает требования международных конвенций к дипломированию членов экипажа судов. Он определяет, что члены экипажей должны иметь дипломы и квалификационные свидетельства, которые считаются действительными при наличии подтверждений их капитанами портов, удостоверяющих их выдачу. Предусматривается, что эти дипломы и свидетельства должны быть установлены Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным правительством Российской Федерации.
Дипломы или свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.
В Кодексе торгового мореплавания сохранены правовые нормы, касающиеся обязанностей капитана судна по обеспечению безопасности плавания, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда находящимся на судне людям и грузу.
|
|
Принятием Кодекса создана правовая основа для разработки подзаконных актов, в которых должны быть конкретизированы общие принципы и нормы, изложенные в нем.