Виды нормативно-правовых актов. Право и закон

В Российской Федерации и Чеченской Республике прочно сложилась подсистема источников права – нормативно-правовые акты государственных органов, а также нормативно-правовые акты, принимаемые в порядке всенародного голосования (референдума) либо органами местного самоуправления, и негосударственными организациями в соответствии с законом.

Нормативно-правовой акт – это, с одной стороны, властное предписание государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права, с другой стороны, это совокупная связь субординационных властных предписаний государства, основанная на их юридической силе. Нормативно-правовой акт обладает следующими характерными признаками:

1. Он содержит общеобязательные правила поведения – нормы права;

2. Он является результатом правотворческой деятельности специально уполномоченных на то государственных органов, волеизъявления народа, приняты соответствующими органами местного самоуправления и негосударственными организациями в соответствии с законом;

3. Он выступает в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, постановление и т.п.), наименование органа принявшего акт (президент, парламент или др.), и т.д.;

4. Он обладает соответствующей юридической силой.

Нормативно-правовой акт является основным видом источника права. От него следует отличать индивидуально-правовой акт, имеющий персонифицированное содержание, и акт применения норм права, являющийся индивидуальным государственно-властным предписанием компетентного органа, которое формируется на основе норм права.

Видами нормативно-правовых актов являются:

1) законы;

2) подзаконные акты.

Закон – нормативно-правовой акт высшей юридической силы принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме наиболее важные общественные отношения. Основными видами законов в РФ являются: Конституция – основной закон государства, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов федерации.

Вторая группа источников права – нормативно-правовых актов, принимаемых на основе законов и соответствующих им, являются подзаконные акты. Подзаконные акты – это акты правотворчества, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они призваны конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. К числу подзаконных актов относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, подзаконные акты полномочных органов субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов самоуправления, корпоративные нормативные правовые акты.

Основными видами нормативно-правовых актов в современной России выступают нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, корпоративные нормативно-правовые акты.

История права, хотя она намного короче, чем история человечества, насчитывает тысячелетия. Одни правовые системы сменяли другие. Очень часто на протяжении одного и того же периода истории соседствовали различные, подчас противоположные правовые системы. История права не однолинейна, произвол и тирания сменялись свободой и демократией, затем они уступали место новым формам подавления и новым формам свободы. Происходило это не только в глобальных масштабах, в рамках материков и континентов, но и в масштабах отдельно взятых стран и народов. С большей или меньшей уверенностью можно констатировать только одну глобальную тенденцию в развитии права – постепенное возрастание его роли в обществе.

На современном этапе человеческой истории (имеется в виду XX век) противостоят два подхода к общественным явлениям, в том числе к государству и праву. Первый подход: государство и право – симптомы расколотого общества орудия насилия, средства подавления. В международном плане логическое продолжение такого подхода стал тезис о расколе мира на два лагеря, о борьбе лагерей по принципу кто – кого, о постоянном усилении конфронтации. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, национальные – над общечеловеческими, словом, частные – над общими. Второй подход: государство и право – средства общественного компромисса, орудия снятия общественных противоречий, механизмы управления общественными делами. При таком подходе общенародные интересы превалируют над классовыми, общечеловеческие – над национальными, словом, общие – над частными.

Противостояние двух концепций государства и права не может быть однозначно решено в пользу одной из них. И пока практически существуют государства подавления и насилия, в том числе тоталитарные государства, хотя их число неуклонно уменьшается, до тех пор с необходимостью существует и соответствующая теория. Но развитие человеческой цивилизации все больше и больше отходит от конфронтации людей и народов и приходит к их сосуществованию, согласию, компромиссу. Соответственно преобладающее значение и в теории получает признание в государстве и праве средств общественного согласия, компромисса. С этой точки зрения право является системой общественного порядка, основанной на учете интересов разных слоев общества, их согласия и компромисса. Право сохраняет элемент потенциального принуждения, но этот элемент играет второстепенную роль и при необходимости осуществляется ненасильственным путем.

Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права.

Для нормативной теории право – это прежде всего нормы, а для некоторых разновидностей нормативизма – только нормы. Краеугольный камень нормативизма – совпадение права и закона. Любой закон является правовым. Законы создаются государством, все, что создает государство, верно и правомерно.

Для социологической теории право – это в первую очередь конкретика, реальность, подлинные общественные отношения и правовые отношения как их часть. Право – это то, что фактически складывается в жизни, то, что делает судья. Качество права, его внутреннее содержание не имеют решающего значения, любая судебная практика есть право.

Для ценностной школы право олицетворяет прежде всего глубокую идею. Это может быть идея общественного договора, общественной солидарности, социального компромисса, равенства, справедливости и др. Эта идея может претворяться в правовые нормы, в законы, в общественные отношения. Но может и не претворяться. Отсюда различие между правом и законом. Закон, воплощающий правовую идею, правовое начало – это правовой закон. Если закон такой идеи не воплощает, значит, он не правовой.

Соотношение права и закона – центральная проблема правоведения и правопонимания. Совпадают право и закон или нет, можно ли сводить право к законам (и другим нормативным актам) или нет – эти проблемы всегда были в центре внимания юридической науки и практики. В нашей стране долгие годы преобладал взгляд на право как на систему норм. И лишь в последнее время получает все большее признания тезис о несводимости права к нормам.

Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом и законом и на этой основе сформулировать понятие правового закона.

Такой тип правопонимания исходит из того, что право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью, частично или вообще не выражать сути права как объективного мерила человеческой свободы. Последнее подтверждают примеры недавней истории: фашистская Германия, сталинский период в Советском государстве, расистские режимы в странах Африки. Несмотря на обилие законов, нормативных предписаний и исполнительной власти в этих странах, нельзя даже с приблизительной вероятностью говорить об их правовом характере. Это были антиправовые законы, не имеющие ничего общего в правом, справедливостью, свободой человека.

Концепция современного правопонимания исходит из естественно-правовых, материалистических и других прогрессивных взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип регулирования, отличающий его от других регуляторов в общественных отношений (морального, религиозного, уравнительного, властно-приказного). В рамках историко-материалистической концепции права таким специфическим принципом признается принцип формального равенства.

Правовое равенство означает формальную независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Оно имеет всеобщий характер, так как одинаково распространяется на всех субъектов определенного круга правовых отношений. Право – это всеобщий масштаб и равная мера свободы. Конечно, объем и конкретное содержание правового равенства изменялось со временем: от деления на свободных и рабов до всеобщего формального равенства для всех; но главное же состоит в том, что принцип равенства заложен в самой природе права и выражает присущую ему справедливость.

Смысл различия права и закона обусловлен двумя взаимосвязанными факторами:

1) необходимостью разграничения и противопостановления права и произвола;

2) необходимостью установления соответствия закона объективным требованиям права.

Правовой закон характеризуется следующими признаками:

1. Правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей.

2. Правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости. Его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства.

3. Правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных).

4. Правовой закон – это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законодатель не создает содержание права. Он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества.

5. Правовой закон – антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.

Таким образом, заслуга представителей современного правопонимания состоит в том, что они объединили формальные признаки права и те объективные факторы, которые придают праву качество справедливого регулятора общественных отношений, обеспечивающего всеобщий масштаб и равную меру свободы для всех, кто находится в сфере правового регулирования.

Право как регулятор общественных отношений является институтом цивилизации. Право есть также явление культуры как сферы творчества. Именно потому, что в юридических нормах отражается жизнь людей, да при том под углом зрения возможных конфликтов, юридическая наука – юриспруденция всегда была тесно связана с искусством, с литературой, с театром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: