Общие понятия

Надежность системы судоходства может быть обеспечена комплексом средств и мероприятий, которые должны создать условия безопасного движения судов в общем транспортном потоке и способствовать повышению эффективности судовождения и производительности работы флота.

Речную транспортную систему можно отнести к полиэргатической системе, в состав которой входят человек-оператор и/или коллективы людей, управляющих работой других элементов для достижения определенных целей. Человек, осуществляющий управление, планирует, принимает решения, оценивая планы и окружающую обстановку с помощью информации, получаемой от своих органов чувств, измерительных приборов, других лиц. Независимо от степени автоматизации речного транспорта, человек остается главным звеном системы «коллектив людей — орудие труда — предмет труда — рабочая среда», для которой применяется сокращенное обозначение СЧМ (система «человек—машина»).

Проблема обеспечения надежности сложных систем включает такие аспекты, как теоретический, организационный, технический, эргономический, инженерно-психологический, санитарно-гигиенический, экономический и правовой.

Содержание теоретического аспекта составляют вопросы, связанные с разработкой:

• моделей возникновения и развития аварийных ситуаций;

• методов анализа надежности эксплуатации сложных систем;

• критериев надежности и методов оценки их уровня;

• способов обеспечения надежности при эксплуатации в экстремальных условиях;

• требований и стандартов по надежности эксплуатации;

• методов оптимизации эксплуатационных затрат по критерию надежности.

Человека, ставящего перед системой цели, планирующего, направляющего и контролирующего весь процесс ее функционирования, принято называть оператором. Можно выделить наиболее характерные черты операторского труда в речной транспортной системе. Для оператора-наблюдателя (контролера) важное значение имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Такой тип деятельности характерен для людей, работающих в реальном масштабе времени (вахтенные судоводители и механики, диспетчеры оперативного управления транспортным процессом и т.д.). Оператор-руководитель отличается тем, что для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие высокой интуицией, знанием и опытом (капитан, старший помощник, главный инженер порта и т.д.). На береговых предприятиях упомянутых операторов называют менеджерами. В деятельности оператора-манипулятора большую роль играет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, он использует также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление манипуляторами, машинами-усилителями мышечной энергии человека (экскаваторы, погрузоразгрузочные средства и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: