Надежность системы судоходства может быть обеспечена комплексом средств и мероприятий, которые должны создать условия безопасного движения судов в общем транспортном потоке и способствовать повышению эффективности судовождения и производительности работы флота.
Речную транспортную систему можно отнести к полиэргатической системе, в состав которой входят человек-оператор и/или коллективы людей, управляющих работой других элементов для достижения определенных целей. Человек, осуществляющий управление, планирует, принимает решения, оценивая планы и окружающую обстановку с помощью информации, получаемой от своих органов чувств, измерительных приборов, других лиц. Независимо от степени автоматизации речного транспорта, человек остается главным звеном системы «коллектив людей — орудие труда — предмет труда — рабочая среда», для которой применяется сокращенное обозначение СЧМ (система «человек—машина»).
Проблема обеспечения надежности сложных систем включает такие аспекты, как теоретический, организационный, технический, эргономический, инженерно-психологический, санитарно-гигиенический, экономический и правовой.
|
|
Содержание теоретического аспекта составляют вопросы, связанные с разработкой:
• моделей возникновения и развития аварийных ситуаций;
• методов анализа надежности эксплуатации сложных систем;
• критериев надежности и методов оценки их уровня;
• способов обеспечения надежности при эксплуатации в экстремальных условиях;
• требований и стандартов по надежности эксплуатации;
• методов оптимизации эксплуатационных затрат по критерию надежности.
Человека, ставящего перед системой цели, планирующего, направляющего и контролирующего весь процесс ее функционирования, принято называть оператором. Можно выделить наиболее характерные черты операторского труда в речной транспортной системе. Для оператора-наблюдателя (контролера) важное значение имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Такой тип деятельности характерен для людей, работающих в реальном масштабе времени (вахтенные судоводители и механики, диспетчеры оперативного управления транспортным процессом и т.д.). Оператор-руководитель отличается тем, что для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие высокой интуицией, знанием и опытом (капитан, старший помощник, главный инженер порта и т.д.). На береговых предприятиях упомянутых операторов называют менеджерами. В деятельности оператора-манипулятора большую роль играет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, он использует также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление манипуляторами, машинами-усилителями мышечной энергии человека (экскаваторы, погрузоразгрузочные средства и т.п.).
|
|