Материалы – часть материально-производственных запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.
Поступление материалов в организацию осуществляется в следующем порядке: а) по договорам купли - продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством; б) путем изготовления материалов силами организации; в) внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации; г) получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).
Для оформления операций поступления, внутреннего перемещения и отпуска материальных ресурсов со склада предусмотрены типовые межотраслевые формы первичных документов.
Форма № М-1 "Журнал учета поступающих грузов" применяется для регистрации транспортных, товарных и других документов, связанных с получением грузов и с оприходованием их на складе предприятия. В журнале также отмечают запросы по розыску не поступивших грузов.
Журнал на крупных предприятиях ведет отдел снабжения, а на средних и небольших - бухгалтерия. Записи в журнал делают на основании данных транспортных и отгрузочных документов, приходных ордеров, актов о приемке материалов.
По мере поступления материальных ценностей на склад предприятия в журнале записывают номера приходных ордеров (или актов о приемке) и даты поступления или делают отметки о запросах, связанных с розыском непоступивших грузов, заносят данные об оплате счета, отказе от оплаты или частичной оплате.
Формы № М-2 и № М-2а "Доверенность" применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей по наряду счету, договору, заказу, соглашению.. Срок выдачи - как правило, 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.
Формой № М-4 "Приходный ордер" оформляется учет материалов, поступивших на склад предприятия от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад по фактическому наличию. Бланки приходных ордеров материально-ответственным лицам вручаются в заранее пронумерованном виде.
"Акт о приемке материалов" форма № М-7 применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю. Акт в 2-х экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных документов и т.д.) передают: один экземпляр- в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой- отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.
Карточка учета материалов (форма № М-17) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом. Записи в карточке осуществляются на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.
Материалы должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, в штуках). По этим же единицам измерения устанавливается учетная цена. Операции по передаче материалов из одного подразделения организации в другое оформляются также накладными на внутреннее перемещение материалов.
Материалы принимаются к учету по фактической себестоимости (гл.2 ПБУ 5/01).
Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает: стоимость материалов по договорным ценам; транспортно - заготовительные расходы; расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.
Транспортно - заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно - заготовительных расходов входят: а) расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору; б) расходы по содержанию заготовительно - складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, аналогичные расходы; в) расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды); г) наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям; д) плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях; е) плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету и другие расходы.
Транспортно - заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем: а) отнесения ТЗР на отдельный счет "Заготовление и приобретение материалов" согласно расчетным документам поставщика; б) отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету "Материалы"; в) непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально - производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.
Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике. Допускается вести учет ТЗР в целом по субсчету к счету "Материалы" или в целом по счету "Заготовление и приобретение материалов".
Бухгалтерский учет поступления материальных ресурсов может осуществляться с применением счетов 15 и 16 или без них (что оговаривается учетной политикой).
При использовании счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов» в Дт 15 относится покупная стоимость ТМЦ, по которым на предприятие поступили расчетные документы поставщиков, а также все расходы, связанные с заготовлением ТМЦ (К-т 60,70,69,71 и др.).
В конце месяца на основании данных о фактически поступивших материальных ценностях стоимость этих материальных ценностей по учетным ценам переводится со счета 15 на счет 10. Сумма разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах списывается со счета 15 на счет 16. Накопленные на счете 16 суммы разницы в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах списываются в дебет счетов затрат или др. счетов пропорционально стоимости по учетным ценам израсходованных в производстве материалов. Аналитический учет ведется по счету 16 в разрезе групп материальных ценностей.
Учет приобретения материалов без применения счетов 15 и 16 предполагает использование только счета 10. Все затраты, связанные с приобретением материалов отражаются в дебете 10 счета, таким образом фактическая себестоимость формируется сразу на счете 10.
Фактическая себестоимость МПЗ, полученных безвозмездно устанавливается исходя из рыночной стоимости на дату принятия их к учету. Для целей учета МПЗ под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи данных МПЗ.
При оприходовании безвозмездно полученных МЦ на дату оприходования на рыночную стоимость делается запись по Дт 10 Кт 98, при списании МЦ Дт 98 Кт 91. Для целей налогообложения стоимость безвозмездно полученного имущества включается в состав дохода по мере его получения.