double arrow

Жизненный цикл программного обеспечения и его стандартизация


При возникновении потребностей в заказе, приобретении, разработке, эксплуатации и сопровождении программ перед всеми сторонами, вовлеченными в жизненный цикл программного средства (ПС), возникает целый ряд вопросов, связанных с определением и детальным структурированием жизненного цикла (ЖЦ) ПС, с организационными и техническими правами и обязанностями сторон, с управлением ЖЦ и контролем за его реализацией. Одним из действенных инструментов для решения данных вопросов является использование унифицированных подходов, закрепленных в современных международных и российских стандартах.

Слова «жизненный цикл системы» или «жизненный цикл программного средства» часто появляются в статьях и звучат в разговорах разработчиков, по крайней мере руководителей проектов и подразделений. Всем понятно, что относятся они к тому, что и в какой последовательности должно делаться при создании и эксплуатации систем. Но прежде чем две организации или два специалиста договорятся о том, что конкретно входит или не входит в ЖЦ, проходит значительное время. А позже вполне может обнаружиться, что эти двое (две «стороны») все–таки по–разному понимают, какие работы будут входить в ЖЦ, а какие – нет, какие проверки будут планироваться, когда и т. д. Естественно, общие принципы организации работ описаны давно, но что делать сторонам в конкретном проекте – это каждый раз приходится решать заново.

В стандартах, регламентирующих жизненный цикл программных средств, обобщаются опыт и результаты исследований множества специалистов и рекомендуются наиболее эффективные современные методы и процессы создания и развития комплексов программ. В результате таких обобщений оттачиваются технологические процессы и приемы разработки, а также методическая база для их автоматизации.

ЖЦ ПС в стандартах представляет собой набор этапов, частных работ и операций в последовательности их выполнения и взаимосвязи, регламентирующих ведение работ от подготовки технического задания до завершения испытаний ряда версий и окончания эксплуатации ПС или информационной системы (ИС). Стандарты включают правила описания исходной информации, способов и методов выполнения операций, устанавливают правила контроля технологических процессов, требования к оформлению их результатов, а также регламентируют содержание технологических и эксплуатационных документов на комплексы программ. Они определяют организационную структуру коллектива, обеспечивают распределение и планирование заданий, а также контроль за ходом создания ПС.

Кроме вопросов выбора типа общего устройства ЖЦ есть проблемы с решением частных вопросов о включении или не включении в ЖЦ отдельных работ, очень важных для качества ПС и системы: что документировать при создании системы и ПС, какие работы должны будут гарантировать качество продукта, с какой степенью организационной независимости должны выполняться проверочные процедуры разных типов, чем будет обеспечиваться соответствие разрабатываемого ПС требованиям ко всей системе и соответствие ПС потребностям в системе.




Для того чтобы привнести порядок и понимание, общие для любых сторон, участвующих в ЖЦ систем и ПС, давно разрабатывались стандарты различных уровней утверждения – национальные и международные.

Существующее многообразие номенклатуры и функциональных возможностей эксплуатируемых, разрабатываемых и перспективных ПС затрудняет использование для них традиционных методов стандартизации групп (видов) однородной продукции. В то же время обязательная реализация в ходе проекта типовых процессов ЖЦ (заказ, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение и т.д.) дает возможность использовать принципы и методы функциональной стандартизации, основанные на применении базовых стандартов и разработанных на их основе профилей стандартов для конкретного типа объекта (в нашем случае – проекта и системы).

Под базовым стандартом понимается принятый нормативный документ, регламентирующий типовые (возможно, многовариантные) требования, нормы и правила применительно к данному объекту стандартизации.

Под профилем стандарта понимается принятый нормативный документ, регламентирующий требования, нормы и правила, выбранные из базовых стандартов и при необходимости дополненные и/или уточненные (ограниченные) применительно к конкретной классификационной группе данного объекта стандартизации.



Основные современные зарубежные стандарты ориентированы на описание ЖЦ сложных ПС обработки информации и управления в реальном времени. К таким ПС предъявляются наиболее высокие требования по качеству функционирования, они создаются большими коллективами специалистов в течение длительного времени.

В странах СНГ первые основы построения и использования профилей стандартов ЖЦ ПС заложены принятием в качестве базового стандарта России ГОСТ Р ИСО/МЭК12207. Данный документ тесно взаимоувязан с рядом стандартов, принятых ранее, и с некоторыми стандартами, разрабатываемыми в данное время на основе прямого применения стандартов ИСО.

Актуальность стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 для современных условий настолько высока, что принятие в ISO его исходного, международного варианта вскоре вызвало самую положительную оценку российских экспертов. Был дан ряд рекомендаций по его использованию в реальных условиях.

В данном стандарте программное обеспечение ПО (или программный продукт) определяется как набор компьютерных программ, процедур и, возможно, связанной с ними документации и данных. Процесс определяется как совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих некоторые входные данные в выходные. Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными от других процессов, и результатами.

Следует отметить, что в Белоруссии и России создание ПО первоначально, в 70–е годы 20 века, регламентировалось стандартами ГОСТ ЕСПД (Единой системы программной документации – серия ГОСТ 19.ХХХ), которые были ориентированы на класс относительно простых программ небольшого объема, создаваемых отдельными программистами. В настоящее время эти стандарты устарели концептуально и по форме, сроки их действия закончились и использование нецелесообразно. Процессы создания автоматизированных систем (АС), в состав которых входит и ПО, регламентированы стандартами ГОСТ 34.601–90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания», ГОСТ 34.602–89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы» и ГОСТ 34.603–92 «Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем». Однако процессы создания ПО для современных распределенных ЭИС, функционирующих в неоднородной среде, в этих стандартах отражены недостаточно, а отдельные их положения явно устарели.

В стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 впервые реализован принцип структурной стандартизации ЖЦ ПС на основе регламентации требований к процессам, работам и задачам, входящим в полную типовую структуру ЖЦ ПС.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: