double arrow

Государственное и общественное регулирование аудиторской деятельности

Для обеспечения независимости аудита и его принципов (компетентности, конфиденциальности и пр.) необходимо регулирование аудиторской деятельности как со стороны государственных органов (государственное регулирование), так и со стороны общественных аудиторских организаций (саморегулирование).

К государственным органам, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относится уполномоченный федеральный орган — Министерство финансов РФ.

Кроме того, в процессе государственного регулирования участвуют (хотя и не являются государственными органами) уполномоченные учебно-методические центры (УМЦ).

К основным функциям Минфина РФ как уполномоченного федерального органа относятся:

· издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

· организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных стандартов аудиторской деятельности;

· организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов в РФ;

· лицензирование аудиторской деятельности;

· аккредитация общественных аудиторских организаций;

· организация системы надзора за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями лицензионных требований и условий;

· контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями федеральных стандартов;

· установление объема и порядка представления аудиторскими организациями отчетов о своей деятельности;

· ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, лицензированных аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций, аккредитованных аудиторских объединений (общественных аудиторских организаций), учебно-методических центров.

Кроме того, Минфин РФ в процессе работы по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

· отбор уполномоченных вузов и заключение договоров на выполнение ими функций учебно-методических центров;

· утверждение единых программ квалификационных экзаменов на аттестат аудитора;

· утверждение порядка проведения квалификационных экзаменов;

· утверждение содержания тестов, экзаменационных билетов, составов экзаменационных комиссий;

· организацию проверок качества проведения квалификационных экзаменов;

· извещение претендентов о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов;

· рассмотрение и утверждение результатов квалификационных экзаменов;

· принятие решений о выдаче и отказе в выдаче квалификационных аттестатов аудитора;

· назначение переэкзаменовки в случае жалобы экзаменующегося на необъективность членов комиссии;

· выдачу квалификационных аттестатов, их аннулирование;

· утверждение программ повышения квалификации аудиторов;

· выдачу, приостановление и аннулирование лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

Для учета мнения участников рынка аудиторских услуг при уполномоченном федеральном органе (Минфин РФ) организован Совет по аудиторской деятельности, в состав которого входят представители государственных органов, ЦБ РФ, аккредитованных объединений аудиторов (общественных аудиторских организаций), научных организаций, вузов, пользователей аудиторских услуг. В составе Совета представители аккредитованных профессиональных аудиторских объединений должны составлять не менее 51 %.

В соответствии со ст. 19 закона «Об аудиторской деятельности» данный орган:

· принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов по аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

· разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;

· рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа.

Кроме того, Положением о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации определен еще ряд функций и задач Совета. Прежде всего это:

· изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности, организация подготовки информационных, методических и учебных материалов, необходимых для проведения и совершенствования аудита;

· организация и осуществление экспертизы учебных программ и планов для обучения аудиторов и повышения их квалификации, а также разработка проектов требований по организации процедуры квалификационных экзаменов для аттестации аудиторов;

· предварительное рассмотрение состава экзаменационных комиссий и результатов экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора (включая спорные вопросы); обобщение опыта и выработка предложений по совершенствованию аттестации аудиторов, повышению их квалификационного уровня;

· рассмотрение вопросов, возникающих в процессе лицензирования аудиторской деятельности, и представление предложений по ее совершенствованию;

· организация и осуществление изучения зарубежного опыта организации аудиторской деятельности.


63. Планирование аудиторской проверки: этапы и стадии планирования

Начиная разработку общего плана и программы, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

С помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля и производит оценку ее риска (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет такую информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и программу, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит ей точнее определить объем и характер процедур.

Аудиторская организация может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом она является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с общим планом и программой.

Результаты проводимых организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса проверки.

По существу программа аудита является более детальным развитием плана аудита для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения о проверяемых субъектах в соответствии с договором. Программа аудита составляется в виде производственного задания и утверждается руководителем аудиторской фирмы. В программе детально описываются все процедуры, необходимые для реализации плана аудиторской проверки, а также цели и задачи по каждому участку проверки.

64. Аудиторские доказательства, цели их использования, методы и источники получе­ния.

Аудитор должен получить достаточные надлежащие доказательства с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора.

АД получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу.

АД – инф-ия, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной инф-ии, на которых основывается мнение аудитора. К АД относятсяпервичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой БФО, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и инф-ия, полученная из различных источников.

Тесты СВК - действия, проводимые с целью получения АД в отношении надлежащей орг-ии и эф-ти функц-ия систем б/у и СВК.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения АД существенных искажений в БФО в след. формах: детальные тесты, АП.

Достаточность - количественная мера АД.

Надлежащий характер явл-ся качественной стороной АД, определяющей их совпадение с конкретной предпосылкой подготовки БФО и ее достоверность. Предпосылки подготовки БФО: существование, права и обязанности, возникновение, полнота, стоимостная оценка, точное измерение, представление и раскрытие.

Надежность АД зависит от их источника и от формы их предоставления. При оценке надежности АД, зависящей от конкретной ситуации, исходят из следующего:

- АД, получ.е из внеш. источников, более надежны, чем АД, полученные из внут.источников;

- АД, полученные из внут. источников, более надежны, если существующие системы б/у и СВК являются эффективными;

- АД, собранные непосредственно аудитором, более надежны, чем АД, полученные от аудируемого лица;

- АД в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.

Аудитор получает АД путем выполнения следующих процедур проверки по существу:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: