Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности

Органы регулирования аудиторской деятельности

В соответствии с Законом №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» [18], ос­новными органами, регулирующими аудиторскую деятельность в России являют­ся:

а) уполномоченный федеральный орган государственного регулирования ау­диторской деятельности. В качестве уполномоченного федерального органа вы­ступает Министерство финансов РФ;


б) совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном ор­
гане. Данный совет создается в целях обеспечения общественных интересов в хо­
де осуществления аудиторской деятельности;

в) саморегулируемые организации аудиторов - это некоммерческая организа­
ция, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления
аудиторской деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус са­
морегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный
реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

Функции органов, регулирующих аудиторскую деятельность, представлены на рис. 2.1.

Федеральный закон №307«Об аудиторской деятельности»


I.

Уполномоченный феде­ральный орган государст­венного регулирования (Минфин РФ), ст. 15 ФЗ [18]


Совет по аудиторской деятельности при упол­номоченном органе, ст. 16ФЗП81


Саморегулируемые ор­ганизации аудиторов, ст. 17ФЗ[18]


Основные функции органов, регулирующих аудиторскую деятельность


1) утверждение федераль­
ных правил (стандартов) по
аудиторской деятельности;

2) аттестация аудиторов,
ст. 11 ФЗ;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;

4) осуществляет контроль за деятельностью саморегули­руемых организаций ауди­торов, ст. 22


I

1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской дея­тельности;

2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных пра­вовых актов;

3) оценивает деятельность саморегулируемых орга­низаций аудиторов и др.


I

1) разрабатывает проекты фе­деральных стандартов ауди­торской деятельности, участ­вует в разработки проектов в области бухгалтерского учета и отчетности;

2) разрабатывает и утвержда­ет стандарты саморегулируе­мой организации аудиторов;

3) организует обучение по
программам повышения ква­
лификации аудиторов и др.


Рис. 2.1. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность и их функции

Аудиторская фирма может иметь любую организационно-правовую форму, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муници­пального унитарного предприятия. В штате аудиторской организации должно быть не менее 3 профессиональных аудиторов [18].

Кроме аудиторских фирм аудитом могут заниматься аудиторы физические ли­ца, отвечающие квалификационным требованиям и имеющие аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудит в качестве:

1) работника аудиторской организации (т.е. состоит в штате);


2) лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гра­жданско-правового договора;

3) индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудит, а так же оказывать со­путствующие аудиту услуги.

Аудиторская фирма, а так же индивидуальный аудитор не вправе осуществ­лять иные виды деятельности.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельно­стью. Аттестация осуществляется в форме экзамена, квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квали­фикационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Требование, предъявляемое к претендентам на получение аттестата:

1) высшее экономическое и (или) юридическое образование в учреждениях имеющих государственную аккредитацию;

2) наличие стажа работы по экономической и (или) юридической специально­сти не менее трех лет, из них не менее двух лет должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Каждый аудитор, получивший аттестат обязан в течение каждого календарно­го года проходить обучение по программам повышения квалификации, утвер­жденных Минфином РФ.

Случаи аннулирования квалификационного аттестата могут быть следующие (статья 10 ФЗ №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» [18]):

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием под­ложных документов либо его получения лицом, не соответствующим требовани­ям, предъявляемым к претенденту на получение аттестата;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказа­ние в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение оп­ределенного срока;

3) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований Федерального закона № 307-ФЗ или федеральных стандартов аудиторской дея­тельности, несоблюдения аудитором правил независимости аудиторов и кодекса профессиональной этики аудиторов;

4) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установ­ленном порядке заведомо ложным;

5) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской в течение двух последо­вательных календарных лет, за исключением:

а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируе­мых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных ис­полнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а также лиц,


исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы ау­диторских организаций, аудиторов;

б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых
возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) от­
четности данных организаций;

в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или
являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских орга­
низаций;

г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;

6) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по програм­мам повышения квалификации, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);

7) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принима­ется саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является ауди­тор. Данное решение может быть оспорено в судебном порядке в течение трех ме­сяцев со дня получения указанного решения.

Законом №307-Ф3 предусматривается отмена лицензирования аудиторской деятельности с 1 января 2010, которое заменяется обязательным членством ауди­торов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируе­мых аудиторских организациях (п. 2 ст. 23 Закона N 307-ФЗ [18]).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: