1. Выявите общие черты творческого метода классицистов и сентименталистов.
2. Какие вопросы и проблемы остаются нерешенными в типологии, поэтике и художественной теории русского сентиментализма?
3. Как и в какой форме используются фольклорные мотивы в практике русских сентименталистов? Приведите примеры.
4. Выясните причины усиления романсно-элегических мотивов в поэзии русского сентиментализма.
5. В чем причины выдвижения на первый план идиллии и идилличности в жанровых устремлениях сентименталистов?
6. В какой мере лирика сентименталистов отвечала вкусам и запросам салонного читателя?
7. В чем проявляется новое видение природы в литературе русского сентиментализма?
8. Выделите жанрообразования — повести, послания, трактата, мемуаров — в «Житии Федора Васильевича Ушакова» Радищева. Каково соотношение исповеди и автобиографии с житийными тенденциями в этом сочинении?
9. Как эстетическая теория Радищева отразилась в его «Путешествии из Петербурга в Москву»?
10. Как ставится и решается в современном литературоведении проблема жанрового своеобразия «Путешествия...»?
11. Как соотносятся образ автора, героев и повествователя в структуре «Путешествия...»?
12. В чем суть современных споров по вопросам художественного метода Радищева?
13. Опишите маршрут путешествия героя в произведении Радищева и выделите основные его этапы в хронологическом плане.
14. Какие предромантические тенденции обозначаются в поэзии Радищева?
В начале книги «Путешествие из Петербурга в Москву» сказано, что она посвящена «любезнейшему другу А. М. К.» Кто скрывается под этими инициалами? Как сложилась судьба адресата и его отношения с Радищевым? В качестве пособия можете воспользоваться книгой Е. И. Тарасова «К истории масонства в России. Забытый розенкрейцер А. М. Кутузов» (Спб., 1910), а также статьей П. А. Орлова «А. Н. Радищев и А. М. Кутузов» (Филологические науки. 1986. № 1)
15. Пушкин посвятил «Путешествию из Петербурга в Москву» специальную статью «Путешествие из Москвы в Петербург». Установите, в чем Пушкин согласен и в чем не согласен с Радищевым.
16. Установите на конкретных примерах связь между материалистическим сенсуализмом Радищева и его творческим методом.
17. Установите композицию оды Радищева «Вольность» и определите ее связь с историческими и философскими взглядами автора.
18. Сравните оду «Вольность» Радищева с одноименной одой Пушкина. В чем вы видите сходство и различие между этими произведениями?
19. Докажите на конкретных примерах органическую связь Радищева с передовой просветительской идеологией.
20. Какие новшества ввел Радищев в русскую поэзию?
21. В какой степени повести Карамзина стали прогнозом сюжетных перипетий в литературе XIX в.? Аргументируйте свой взгляд.
22. За счет каких художественных средств Карамзин достигает психологической усложненности характера героев своих повестей?
23. Каким образом предромантические веяния отразились в повестях Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена»?
24. Выявите связь эстетических взглядов Карамзина и его художественной практики.
25. Сравните описание покорения Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского» Карамзина с изображением этого же события в повести «Марфа Посадница» того же автора.
26. Определите суть полемики Карамзина с Ж.Ж. Руссо в статье Карамзина «Нечто о науках, искусствах и просвещении».
27. Какие явления в повести Карамзина «Остров Борнгольм» позволяют причислить ее к ранней предромантической литературе?
28. Какими жанрами обогатил Карамзин русскую поэзию?
29. Охарактеризуйте стихотворение И. И. Дмитриева «Чужой толк» как сатиру на классицистическую оду.
30. В чем своеобразие басен И. И. Дмитриева? Сравните их с баснями Сумарокова.
31. Охарактеризуйте «сказку» Дмитриева «Модная жена» и объясните, почему автор называет это произведение словом «сказка».
32. Определите основные пути раскрытия образа Петра I в произведениях русских писателей XVIII в.
33. Как сформировалась в русской литературе XVIII в. идея внесословной ценности человека?
34. Как ставилась и решалась проблема воспитания в русской литературе XVIII в. от Кантемира до Радищева?
35. В чем заключаются основные особенности русского Просвещения XVIII в.?
36. С каких позиции обличалась галломания в русской литературе XVIII в. в творчестве Кантемира, Сумарокова, Новикова, Фонвизина, Княжнина, Крылова?
37. Проследите развитие сюжета басни «Ворона и Лисица» в произведениях Тредиаковского, Сумарокова, Хераскова, Крылова.
38. Объясните, в чем причины активной разработки темы Новгорода в XVIII в.
39. Как исторические реалии и легенды прошлого используются Княжниным, Радищевым и Карамзиным для освещения современных политических событий?
40. Традиции каких писателей XVIII в. нашли свое активное развитие в творчестве А. С. Пушкина?
41. Суммируйте оценки писателей XVIII в., данные А. С. Пушкиным.
42. Суммируйте оценки писателей XVIII в., данные В. Г. Белинским.