Итак, перед нами история русской литературы одного столетия, но каким важным оказался этот век для ее последующих судеб. Интересна динамичность литературного процесса этого времени. Ранние произведения — рукописные повести, школьные драмы — еще несут на себе следы предшествующего периода. Они несовершенны в художественном отношении. Однако с каждым десятилетием литература набирает силы. Полностью обновляется жанровая система. Реформируется литературный язык. Совершенствуется стихосложение. В одах Ломоносова и Державина выковывается тот самый четырехстопный ямб, без которого мы не можем представить поэзии Пушкина, Лермонтова и их современников.
К концу XVIII в. русская литература выходит на свои последние рубежи. Что же смогла она передать ближайшим преемникам? Анакреонтические произведения Муравьева, Дмитриева и особенно Державина способствовали рождению «легкой поэзии» Батюшкова и молодого Пушкина. «Космические» стихи Ломоносова, оды Державина «На смерть князя Мещерского» и «Бог», радищевское «Осьмнадцатое столетие» предшествовали философской лирике Баратынского и Тютчева. От гражданских од Державина и Радищева ведет прямая дорога к политической лирике декабристов и раннего Пушкина.
Интересные процессы происходят в области эпической поэзии. Сказочные сборники Чулкова и Левшина, а вслед за ними «богатырская» поэма Карамзина «Илья Муромец», «Бахариана» Хераскова, «Бова» Радищева прокладывают путь к поэме Пушкина «Бова» и «Руслан и Людмила». В области драматургии первым опытом общественной сатирической комедии оказался Фонвизинский «Недоросль». Следующими будут «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. В творчестве Карамзина уже зарождаются предромантические тенденции, выразившиеся в увлечении национальной историей («Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница»), а также мрачными, таинственными сюжетами («Остров Борнгольм»), И наконец, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева начинает монументальную революционную прозу, яркими вехами которой уже в XIX в. станут «Былое и думы» Герцена и «Что делать?» Чернышевского.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Общая
1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2 т. 4-е изд. М., 1983. Т, 1. С. 605; Т. 2. С. 718.
2. Ленин В. И. О литературе и искусстве. 6е изд. М., 1986. С. 827.
3. Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. М.; Л., 1925. Кн. 2, 3.
4. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1939.
5. Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. 4-е изд. М., 1960.
6. Федоров В. И. История русской литературы XVIII века. М., 1990.
7. Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века. М.; Л., 1952.
8. Пигарев К. В. Русская литература и изобразительное искусство (XVIII — первая четверть XIX века). М., 1966.
9. Кулешов В. И. История русской критики XVIII — начала XX веков. 4-е изд. М., 1991.
10. Очерки русской культуры XVIII в. М., 1985, Ч. I; 1987. Ч. II; 1988. Ч. III; 1990. Ч. IV.
11. Алексеев М. Я. Русско-английские литературные связи. М., 1982.
12. Заборов П. Р. Русская литература и Вольтер. Л., 1978.
13. Левин Ю. Д. Оссиан в русской литературе. Л., 1980.
14. Песков А. М. Буало в русской литературе XVIII — первой четверти XIX в. М., 1989.
15. Русская литература. Век XVIII. Лирика / Вступ. ст. Н. Д. Кочетковой. М., 1990.
16. Хрестоматия по русской литературе XVIII в. / Сост. А. В. Кокорев. 4-е изд. М., 1965.
17. Русская литература XVIII века / Сост. Г. П. Макогоненко. Л., 1970.
18. Русская литература XVIII века. 1770-1775. Хрестоматия / Сост. В. А. Западов. М., 1979.
19. Русская литература последней четверти XVIII века. Хрестоматия / Сост. В. А. Западов. М., 1985.
20. Берков П. Н. Введение в изучение истории русской литературы XVIII в. Л., 1964.
21. История русской литературы XVIII века. Библиографический указатель / Сост. В. П. Степанов, Ю. В. Стенник. Л., 1968.
22. Словарь русского языка XVIII века. М., 1984, Вып. 1, 2, 3, 4, 5.
23. Словарь русских писателей XVIII века. Л., 1988, Вып. 1.