8.1. Макроэкономическое равновесие: совокупный спрос
и совокупное предложение
Ключевой проблемой экономической теории и экономической политики государства является макроэкономическое равновесие. Суть проблемы в том, что любая система стремится к достижению и сохранению равновесного состояния, но равновесие не достигается стихийно, а устанавливается на основе экономических закономерностей.
Макроэкономическое равновесие (МЭР) – это такое состояние национальной экономики, когда она развивается пропорционально, т. е. соблюдаются пропорции между ресурсами и их использованием, производством и потреблением, материальными и финансовыми потоками.
Через поддержание пропорций происходит реализация экономических интересов общества, поэтому макроэкономическое равновесие – это цель экономического развития, достижение которой является главной задачей государства. Однако способы достижения МЭР неодинаковы в различных экономических системах.
В современной экономике существует несколько теорий, по-разному раскрывающих пути достижения равновесия. К числу наиболее распространенных относятся: классическая (неоклассическая), кейнсианская, монетаристская.
Классическая (неоклассическая) теория доказывает, что рыночный механизм сам регулирует экономическое развитие и направляет систему хозяйства к состоянию равновесия при полной занятости. Превышение предложения над спросом на любом рынке (труда, капитала, товаров) возможно лишь как временное явление, возникающее в результате отклонения цен от их равновесных значений. Классический подход справедлив для рассмотрения экономического равновесия в долгосрочной перспективе хозяйственного развития.
Сторонники кейнсианской теории, напротив, доказывают, что в условиях несовершенной конкуренции действие рыночного механизма искажается.
Согласно данной теории, равновесие в краткосрочном периоде зависит от эффективного спроса, а не только от предложения капитала, труда и уровня развития технологии. Вывод кейнсианской теории состоит в отрицании саморегулирующего рыночного механизма. Следовательно, экономика не может самостоятельно развиваться устойчиво и требует регулирующего вмешательства государства для обеспечения сбалансированности экономических интересов.
Таким образом, кейнсианская теория описывает условия краткосрочного экономического равновесия и признает необходимость государственного вмешательства для установления и поддержания МЭР.
В основе монетаристской теории лежит предположение о стремлении домашних хозяйств обеспечить себе равномерный уровень потребления в течение длительного периода. С помощью сбережений домашние хозяйства постоянно пополняют свои доходы, поддерживая тем самым равновесное состояние системы.
Монетаристская теория позволяет оптимизировать потоки денежных доходов, увязывая их с потреблением на протяжении длительного периода.
Таким образом, согласно монетаристской теории, равновесие поддерживается благодаря соблюдению пропорциональности между доходами и потреблением.
Таким образом, макроэкономические теории по-разному объясняют пути достижения общего экономического равновесия, но все они единодушно отмечают необходимость соблюдения пропорциональности в экономическом развитии.
Макроравновесие может устанавливаться двумя путями:
через ограничение потребностей, т. е. уменьшение платежеспособного спроса (равновесие со стороны спроса);
через оптимизацию использования ресурсов (равновесие со стороны предложения).
Различают частичное и общее равновесие.
Частичное равновесие – это количественное соответствие двух взаимосвязанных макроэкономических параметров (производство–потребление; доходы – расходы; спрос – предложение).
Общее (макро) равновесие означает соответствие и согласованное развитие всех параметров экономической системы. Основными условиями общего экономического равновесия являются:
соответствие между национальными целями и экономическими возможностями;
эффективное использование экономических ресурсов и недопущение массовой безработицы, нереализованных товаров, неиспользованных производственных мощностей;
соответствие структуры производства структуре потребления, совокупного предложения совокупному спросу на всех рынках (товаров, капиталов, труда).
Макроэкономическое равновесие предполагает соответствие совокупного спроса (АД) и совокупного предложения (АS).
АД – объем валового внутреннего продукта, который потребители готовы купить при различных уровнях цен.
Р АД АД1
Q
Рис. 44. Кривая совокупного спроса
Совокупный спрос (рис. 44) – это сумма потребностей (материальных благ) общества, выраженная в денежной форме и представленная на рынке. Совокупный спрос является агрегатным показателем, элементы которого можно представить в виде следующей формулы (ф. 40):
АД = С + I + G + Х, (40)
где С – совокупный спрос всех домохозяйств;
I – совокупный спрос со стороны предпринимателей, выраженный в виде спроса на инвестиции, оборудование и машины;
G – спрос на товары и услуги со стороны государства (государственные закупки);
Х – размер чистого экспорта (разность между спросом иностранцев на отечественный товар и отечественным спросом на иностранный товар).
Согласно закону спроса между совокупным спросом и уровнем цен существует обратная связь, т. е. чем ниже цены, тем больший объем национального продукта покупается потребителями и, наоборот, чем выше цены, тем меньше размер совокупного спроса (см. рис. 44).
На величину совокупного спроса влияют ценовые и неценовые факторы.
Ценовые факторы действуют так, что изменяют объем совокупного спроса. Графически это выражается в движении вдоль кривой спроса АД (см. рис. 44).
Выделяют три ценовых фактора: эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки: ↑ Р → % ® ¯АД – повышение уровня цен (Р) ведет к повышению спроса на деньги, что вызывает рост процентной (%) ставки, который приводит к удорожанию кредитов. В итоге снижается объем инвестиций и общий уровень денежных расходов в экономике (т. е. деньги выгоднее сберегать, чем тратить). В результате сокращается совокупный спрос (АД).
Эффект богатства: Р ® ¯Vф ® ¯АД – повышение уровня цен (Р) вызывает снижение стоимости финансовых активов (Vф) (акций, облигаций), что снижает общий объем денежных расходов (вкладывать деньги в акции и облигации невыгодно) и ведет к сокращению совокупного спроса (АД).
Эффект импортных закупок: Р ® ¯ Е ® ¯ АД – повышение уровня цен (Р) вызывает снижение размера экспорта страны (Е), что влечет за собой сокращение общего объема денежных поступлений и тем самым снижает совокупный спрос (АД).
Неценовые факторы действуют на совокупный спрос так, что сдвигают кривую АД вправо или влево (см. рис. 44). Неценовые факторы можно объединить в три группы.
1. Факторы, влияющие на объем потребления домашних хозяйств, (С):
рост доходов у населения;
изменение подоходного налога;
инфляционные ожидания.
2. Факторы, влияющие на инвестиции (производителей), (I):
перспективы получения прибыли;
уровень налогов, процентной ставки,
уровень технологии и использования производственных мощностей.
3. Влияние государства, (G):
изменение государственных расходов;
изменение государственных программ.
4. Факторы, связанные с изменениями в чистом экспорте, (X):
уровень доходов в стране и их изменение;
изменение валютного курса;
изменения в условиях внешней торговли.
Таким образом, совокупный спрос – агрегатный показатель, характеризующий суммарную величину макроэкономических расходов на приобретение конечных товаров и услуг.
Совокупное предложение (АS) – это общий объем выпущенных товаров и услуг, предназначенных к продаже (произведенный ВВП).
Согласно закону предложения, высокая цена вызывает рост совокупного предложения. Графическое изображение кривой АS имеет свою специфику и представлено в виде суммы трех отрезков (рис. 45). Такое изображение связано с учетом формирования совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Р
АS
3 классический
1 2 промежуточный
кейнсианский
Q (объем производства)
Кривая совокупного предложения отличается от единичного предложения, так как состоит из трех отрезков, характеризующих изменение совокупного предложения в краткосрочном, долгосрочном и промежуточном периоде (см. рис. 45).
1-й участок горизонтальный, получил название кейнсианского, так как отражает теорию Дж. Кейнса и характеризует совокупное предложение в краткосрочном периоде. Этот отрезок (1) иллюстрирует реальную действительность, когда имеют место:
- неполная занятость;
- недогрузка производственных мощностей;
- фиксированный уровень цен и заработной платы;
- высокий уровень безработицы.
Согласно данным признакам экономика находится в состоянии глубокого спада. В данном случае рост объемов производства (АS) обеспечивается не за счет роста цен, а приведением в действие неиспользованных ресурсов. Эти особенности совокупного предложения были использованы на практике государством для выхода из кризиса.
2-й участок называется промежуточным, так как он имеет следующие особенности:
• производственные мощности используются полностью;
• безработица отсутствует;
• растут цены и объем производства (ВНП).
3-й участок классический (неоклассический), его действие отражает изменение совокупного предложения в долгосрочном периоде и сопровождается следующими особенностями: ростом цен при неизменном объеме производства (все мощности загружены полностью, а количество ресурсов ограничено).
Итак, все три отрезка совокупного предложения реальны, так как описывают фактическую ситуацию, возникающую в различные периоды экономического развития.
На совокупное предложение также влияют ценовые и неценовые факторы.
Ценовые факторы – действуют на предложение так, что изменяют объем совокупного предложения, что графически означает перемещение вдоль кривой АS. Они такие же, как и у единичного спроса (цена).
Неценовые факторы действуют так, что изменяют характер совокупного предложения, сдвигая кривую АS влево или вправо. Среди неценовых факторов можно выделить:
уровень технологии производства;
производительность труда;
изменение объема, применяемых ресурсов;
изменение структуры рынка.
В целом механизм действия совокупного предложения таков:
при низких ценах и неполной занятости совокупное предложение абсолютно эластично к изменению цен;
при высоких ценах и полной занятости АS абсолютно неэластично и совокупное предложение не реагирует на изменение цен.
Таким образом, совокупное предложение – денежное выражение объема материального продукта, создаваемого в обществе различными субъектами рынка. Его величина изменяется в зависимости от временного периода (краткосрочного и долгосрочного).
В результате взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения устанавливается макроэкономическое равновесие, которое предполагает равенство объема совокупного спроса и совокупного предложения (рис. 46).
Р АД АS
Q
Рис. 46. Макроэкономическое равновесие
Таким образом, макроравновесие достигается на основе соблюдения пропорциональности между совокупным спросом и совокупным предложением, поддержание которой возможно на основе государственного регулирования макроэкономических пропорций.