Правовые основы управления природоохранной деятельностью

Хозяйственная деятельность человека не должна приводить к нарушению каких-либо звеньев экосистемы, а если какие-то произошли, то они должны быть успешно устранены. Для поддержания экологического равновесия создается система природоохранных законов, норм и правил, направленных на устранение противоречий между ростом материальных потребностей человека и необходимостью сохранения и восстановления благоприятной среды обитания. В основе этой системы Конституция (Основной Закон) РФ.

Конституционные основы экологического права. В принятой 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Вслед за Федеративным договором Конституция вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, ООС, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст. 9 ч. I, где указывается, «что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Вторая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9 ч. 2). Первая касается биологических начал человека, вторая – его материальных основ существования. В продолжение этого положения в Конституции есть две нормы. Первая из них (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Согласно ст.72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами природопользование, ООС и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

Система экологического законодательства, воспринимая идеи основополагающих конституционных актов, состоит из двух подсистем: природоохранительного и природно-ресурсного законодательств.

В подсистему природоохранительного законодательства входят законодательные акты комплексного правового регулирования. Наиболее важный – Закон РФ «Об охране окружающей среды», принятый 10 января 2002 г. Закон является комплексным нормативным актом, базовым для целого законодательного «древа». Закон формирует экологические требования ко всем хозяйственным структурам, независимо от формы собственности. В законе закреплено право граждан на здоровую ОС. Это право не просто декларировано, а раскрывается как сложный эколого-правовой комплекс, включающий три аспекта экологических прав человека: на здоровую ОПС; на среду, благоприятную для жизни; на активное участие в охране природы. Механизм реализации закона имеет две стороны: статическую и динамическую. Статическая фиксируется в нормах закона, динамическая представляет собой комплекс мер по продвижению этих норм в жизнь, которая сочетает экономические методы хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества ОПС. Закон предусматривает обязательность изучения основ экологических знаний во всех учебных заведениях.

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятных воздействий внешней среды – производственной, бытовой и природной.

«Основы законодательства РФ об охране здоровья» относятся к источникам административного права, так как он регулирует административные отношения. Однако в нем есть нормы, обеспечивающие защиту экологических прав граждан. В частности, ст.20 дает право гражданам требовать назначения медицинской экспертизы для определения степени вреда, причиненного ОС.

В подсистему природно-ресурсного законодательства входят законодательные и нормативные акты, регулирующие использование отдельных природных ресурсов. В подсистему входят Лесной кодекс, Водный кодекс, Земельный кодекс и т.д.

Важнейшую роль в правовой системе играют подзаконные акты: указы президента, постановления правительства, нормативные акты министерств и ведомств.

Указы президента устанавливают нормы права, при этом круг экологических вопросов, по которым издаются указы, практически не ограничен. Например, Указ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по ООС и обеспечению устойчивого развития». Указы не должны противоречить конституции и законам.

Постановления правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы. К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации его отдельных положений. Таким актом следует назвать Постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 г. «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе». Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля. Третья группа постановлений правительства включает нормативно-правовые акты дальнейшего правого регулирования экологических отношений. Например, Постановление Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. «О создании Российской системы предупреждения и действия населения в чрезвычайных ситуациях».

На пятой ступени иерархии нормативно-правовых актов, стоят нормативные акты министерств и ведомств. Правом издания обязательных нормативных актов обладают следующие органы природоохранительного профиля: Комитет природных ресурсов; Госсанэпиднадзор РФ; Роскомрыболовства; Госгортехнадзор; Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технические, технико-экономические, технологические, организационные и т.д., к которым относятся нормативы качества ОС. Они выражают технические правила и не рассматриваются как источники права. Однако Закон об ООС устанавливает юридическую обязательность их исполнения.

Особое место занимают Государственные стандарты – нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс обязательных для исполнения норм, правил, требований в области охраны окружающей среды и использовании природных ресурсов. В РФ создана и действует система стандартов в области охраны природы – ССОП, одной из важнейших задач которой является ограничение поступления в ОПС промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых выбросов и сбросов. Обозначение стандартов ССОП состоит из индекса (ГОСТ),номера системы по классификаторам стандартов и технических условий (17), точки, номера группы (2 для стандартов в области защиты атмосферы), точки, номера вида (например, 2 – нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивности использования природных ресурсов), точки, порядкового номера стандарта и отделенных последних цифр года утверждения и пересмотра стандарта. Например, ГОСТ 17.2.3.02 – 78. «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями».

Нормы экологического права, заложенные в специальных законах, не всегда способны действовать напрямую в регулировании экологических вопросов. Поэтому сейчас происходит экологизация нормативно-правовых актов, т.е. внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта. Например, Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности определяет ответственность предприятия за ущерб, причиненный нерациональным использованием природных ресурсов, за нарушение санитарно-гигиенических норм по защите здоровья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: