Русская политико-правовая мысль XVII-XIX вв

Методические рекомендации

Какую критику концепции общественного договора проводили представители исторической школы права? Какие закономерности истории права выявили Гуго, Пухта и Савиньи?

Составьте таблицу сопоставления взглядов идеологов либерализма и консерватизма. Какова трактовка роли частной собственности у представителей данных направлений?

Проведите анализ учения Б.Констана на основе изучения его работы «Курс конституционной политики».

В русле изучения общей теории права с позиций аналитической юриспруденции, проанализируйте основные положения научного позитивизма, юридического позитивизма.

Прокомментируйте основной позитивистский тезис: «закон есть закон».

Выделите основные положения учения К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве и праве. Что вкладывали марксисты в термин «общественно-экономическая формация»? Какова роль научного социализма в истории политико-юридической мысли?

Проанализируйте сущность анархизма как общественно-политического учения. Прокомментируйте тезис Пьера Жозефа Прудона «Собственность есть кража». в чем сущность социальной революции по Прудону?

Как проводили исследование соотношения закона и права представители социологической школы в юриспруденции? Раскройте сущность метода агрегирования Г.Спенсера. Что означает тезис Г.Спенсера «Право – основа законодательства»?

В чем сущность «юриспруденции интересов» Р.Иеринга? почему Рудольф фон Иеринг считал, что теоретического разграничения права и закона не существует?

Проанализировав работы Ф. Ницше, докажите, что образцом политики для него являлся макиавеллизм. В чем сущность аристократической концепции договорного права, по Ницше?

1. Возникновение и становление политических и правовых идей в

средневековой Руси.

Генезис русской политической мысли связан с историей Древнерусского государства. Вечевые собрания, принятие христианства, составление первого правового сборника (Русская правда), установление сильной власти великого князя, феодальная раздробленность, татаро-монгольское иго, образование русского централизованного государства, абсолютизм – все это способствовало развитию политико-правового мышления.

Первый политический трактат «Слово о законе и благодати» написан киевским митрополитом Иларионом (середина XI в.). В «Слове» Иларион предпринял попытку обосновать независимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти. Он считал «благодать» синонимом истины, а «закон» – его тенью. Для автора было характерно употребление термина «закон» в теологическом и юридическом значении, так как закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Господина. Достигнув внутреннего совершенства на основе истины, христианин не нуждается в Законе. Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением Новозаветного учения и следованием ему в своей жизни. Закон и истина не противопоставлены друг другу, они взаимодействуют в определенной последовательности. Законопослушное и нравственное поведение человека связано с постижением истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина. Политико-юридические проблемы, затронутые Иларионом (представление о статусе верховной власти и ее носителе, законности происхождения и реализации властных полномочий, моральном облике князя, ответственности за управление страной) были восприняты русской политико-правовой мыслью.

Идея единовластия рассматривается в плане внутриполитических и социальных отношений в «Молении Даниила Заточника» (конец XII -начало XIII вв.). Центральной политической идеей произведения служит идеализированный образ Великого князя. При этом князь должен быть мудрым и решительным, советоваться с образованными и умными людьми независимо от происхождения, избегать феодальных усобиц и заботиться о благосостоянии своих подданных, защищать их от произвола.

В XY-XYI вв. русская политико – правовая мысль развивалась по следующим направлениям: экономическое положение церкви, ее владельческие права (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек, Феодосий Косой); правомерность верховной власти и средств ее реализации (Федор Карпов, Зиновий Отенский, Иван Семенович Пересветов, Андрей Михайлович Курбский). Суть подхода данных авторов выразил И.С.Пересветов: «Государство без грозы, что конь без узды». Андрей Курбский традиционно считал источником власти в государстве божественную волю, а цель верховной власти усматривал в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех подданных и в праведном (правосудном) разрешении всех дел.

Идея происхождения русского государства, форм организации верховной власти и способов ее реализации нашла свое развитие в теории «Москва – третий Рим» монаха Елиазарова монастыря Филофея, русского писателя и публициста начала XVI в. (Третьим Римом стала Москва – хранительница православия, и московский государь – «высокопоставленный», «вседержавный», «богоизбранный» наследник великих государств Филофей обосновал непререкаемость авторитета и обширность полномочий царя, основанных на правде. Недопустимы не только действия, но и помысел против верховной власти.

2. Политико-правовые учения XVII в.

Особенностью политико-правовых учений XVII в. было усиление интереса к проблеме перехода от идеи неограниченной монархии к идее сословно – представительной монархии. Смутное время, обогатив Россию политическим опытом, укрепило признание необходимости сильной власти в стране и усилило роль дворянства и посада в решении важнейших политических вопросов, в управлении государством.

Наиболее полное выражение политические идеи эпохи получили во “Временнике” Ивана Тимофеева (ум. в 1631 г.), где сформулированы уроки Смутного времени. Наиболее законным вариантом происхождения власти Тимофееву представляется наследственное воприемство престола. К законным правителям автор относит наследственных царей, а также царей, избранных установленным порядком; к незаконным – “захватчиков” и “самовенечников”, которые сами “наскочили на трон”. Все законы делились автором на божественные, естественные и уставные (позитивные).

Важное место в развитии политико-правовой мысли этого периода заняли произведения царя Алексея Михайловича, патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Во второй половине XVII в. в государственном строительстве получили преобладание абсолютистские тенденции, т.к. шел сложный процесс накопления нового опыта и знаний, на базе которых складывались учения, прогнозирующие, а затем и утверждающие абсолютизм как форму организации верховной власти в государстве. Они выразились в политических учениях о «просвещенной» монархии, способной, по их мнению, наилучшим образом обеспечить «общее благо» для всех подданных (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич).

3. Политические и правовые учения XVIII в.

С конца XVII в. развитие политико-правовых взглядов в России было связано с формированием доктрины меркантилизма – правовой защиты российского купечества и предпринимательства (А.Л.Ордин – Нащокин, И.Т.Посошков), реформаторской идеологии (Ф.Прокопович, В.Н.Татищев), идеологического обоснования абсолютизма.

В годы петровских реформ сложилась новая по форме и содержанию официальная идеология русского самодержавия. Официальная доктрина абсолютизма включала как теологическое обоснование власти, так и ссылку на общее благо как цели государственной политики. Феофан Прокопович (1681 - 1736) изображал естественное состояние людей как «черное да беззаконное море». Для выхода из такого состояния люди образуют «гражданский союз», устанавливают верховную власть, заключают договор с государством. В основе учения лежит представление о взаимодействии «двух земных пособий»: природы и науки – двух свыше даруемых – знание веры и убеждение в божественности Священного Писания. Прокопович призывал в политике сочетать доводы естественного разума, законы народные, примеры истории и слово божее. («Царь стоит над законом, и это полезно народу»).

С идеологическим обоснованием правового положения дворянства выступил государственный деятель, историк Василий Никитич Татищев (1686 – 1750), автор труда «История российская». Теоретической основой взглядов В.Н.Татищева являются концепции естественного права и договорного происхождения государства. («Естественное состояние – это состояние воли, «с разумом и рассуждением употребляемая». Для пользы человека на него следует наложить «узду неволи». Первая узда – по природе (власть родителей). Вторая узда – по договору (господин и слуга). Третья узда – по принуждению (рабство или невольничество)). Автор убеждал, что в России невозможна ни демократия, ни аристократия. Лучшая форма правления – монархия.

Иван Тихонович Посошков (1652 – 1726) в «Книге о скудости и богатстве» изложил программу абсолютизма с точки зрения купечества. Он – сторонник теологического обоснования царской власти, ее суверенитета, тождественного божественной власти. Сословия появились в результате разделения труда. («Царство воинством расширяется, а купечеством украшается»). И.Т.Посошков предлагал устроить равноправный для всех сословий суд, выражал недовольство состоянием русского законодательства и предлагал издать новую «судебную книгу».

В политико-правовой мысли второй половины XVIII в. можно выделить три направления: официально-охранительное, либеральное и просветительское. Идеологом официально-охранительного была императрица Екатерина II, которая в своем политическом сочинении «Наказ, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения», сформулировала идеи «просвещенного абсолютизма». В «Наказе» содержались положения о равенстве граждан, о свободе, об ограничении государственной власти, о безопасности граждан, о власти законов. Целью государства императрица объявила «общественное благо», которое должно быть обеспечено мирным правлением монарха. («Цель правления – слава граждан, государства и государя»). В доктрине императрицы просматривается влияние макиавеллизма: («Во всем должно иметь и лисий хвост, и волчий рот»).

Заметное выражение в рассматриваемый период получили аристократические претензии старого родового дворянства (М.М.Щербатов (1733-1790), которые считали, что крепостное право являлось формулой справедливых и взаимных решений споров между помещиками и крестьянами, т.к. делило общество на четко зафиксированные сословия. В работе «Размышления о законодательстве вообще» Щербатов обосновал необходимость формирования самостоятельной законодательной власти, определения полномочий и пределов компетенции чиновников, высоких требований к законодателям и качеству принимаемых законов.

Дворянско -либеральное направление (Н.И.Панин, А.П.Сумароков) начинает оформляться в этот период в виде создания проектов дворянской конституции. Н.И.Панин предлагал основать Верховный сенат, часть несменяемых членов которого назначалась бы «от короны», а большинство состояло бы из избранных дворянством из своего сословия лиц. Сенат должен был принимать законы, которые нуждались бы в утверждении мператором.

Просветительское направление (Я.Козельский, С.Десницкий, Д.Фонвизин, Н.Новиков, А.Радищев) стало самым значительным явлением политической мысли того времени. Представители данного направления ставили вопрос о реализации хотя бы части идей Просвещения в России. Просветительство, с его антикрепостнической направленностью и критикой абсолютистского строя и сословных привилегий, впервые остро поставило вопрос о необходимости реформирования существующего строя. Первый русский профессор – юрист Семен Ефимович Десницкий (1740-1789) предложил теорию о возникновении государства на основе анализа таких институтов, как семья и собственность.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) исходил из концепции естественного состояния при создании теории о происхождении государства и права. Автор проанализировал такие категории, как собственность, сущность права и закона. Радищев критиковал просвещенный абсолютизм и разработал свой идеал общественного устройства – республика с политическим режимом народовластия в результате подготовленного народного восстания. Им разработан проект постепенного освобождения крестьянства от крепостной зависимости и проведения политических реформ.

4 Русская политико-правовая мысль первой половины XIX в.

Стремление к конституционному ограничению самодержавия и создание реформаторских проектов передовой частью русского общества было продолжено в XIX в.

Принципы консервативной политико-правовой идеологии были заложены в сочинениях Николая Михайловича Карамзина (1766 - 1826), который считал, что «самодержавие – есть Палладиум России» и был противником разделения властей. Идеалом Карамзина был сильный монарх, опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Теоретической основой охранительной идеологии стала доктрина официальной народности, сформулированная министром просвещения С.С.Уваровым.

Среди сторонников западноевропейского пути для России (сочетание законности с формальным ограничением самодержавия через посредство представительных учреждений) можно назвать: А.А.Безбородко, А.Р.Воронцова, Г.Р.Державина, П.А.Зубова, Н.С.Мордвинова.

Либерально – конституционные проекты были изложены в программных документах декабристов («Конституция» Н.М.Муравьева, «Русская правда» П.И.Пестеля, манифест, выработанный накануне восстания 14 декабря 1825 г.), которые включали в себя требования ликвидации крепостного права, сословных привилегий, становления представительного правления, гарантий гражданских прав и свобод.

В подготовке и осуществлении многих преобразований первой половины XIX в. видную роль сыграл Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839). Идеалом для него являлась конституционная монархия, принцип разделения властей. В своем «Введении к Уложению государственных законов» он сформулировал идею народного представительства (Государственный Совет, Дума, Сенат) в сочетании с принципом выборного начала и местного самоуправления на основе имущественного ценза. Обосновывая необходимость создания правового государства, Сперанский определял право как фундаментальную и универсальную социальную ценность и обязательное условие человеческой свободы.

В анализе проблемы нереволюционного изменения существующего государственного строя, в противопоставлении России и Европы большую роль сыграли «Философические письма» П.Я.Чаадаева (1794 – 1856).

На рубеже 30-40-х гг. XIX в. сложились два течения общественной и политической мысли – западники и славянофилы. В основе их разногласий лежал спор о принципах взаимоотношения власти и народа, о выборе пути дальнейшего развития страны – европейского или русского. Их объединяла критика крепостничества, отстаивание гражданских свобод.

В первой половине XIX в. шло становление юридической науки в России, начало которому положил перевод по указанию Петра I работы С.Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека».

Родоначальником философии права в России стал Константин Алексеевич Неволин (1806-1855), доктор законоведения, профессор и ректор Киевского университета. В «Энциклопедии законоведения» и «Истории российских гражданских законов» он изложил подходы к пониманию права и развитие русского законодательства с XII до начала XIX вв.

Вторая половина XIX в. в России – это эпоха великих реформ, которые дли толчок к глубоким преобразованиям во всех сферах жизни общества, придали стимул возникновению новых идейно-политических течений и философско-правовых построений. Основными направлениями общественно-политической мысли этого периода были реформизм, радикализм, либерализм и консерватизм.

Реформистское направление было представлено такими именами, как Николай Александрович Серно-Соловьевич (1834 – 1866), Алексей Михайлович Унковский (1828 – 1894), митрополит Московский и Коломенский Филарет (Василий Дроздов) (1782 – 1867). Все они принимали деятельное участие в подготовке проектов реформ, являясь выразителями радикального крыла реформаторов. Филарет являлся выразителем взглядов православной иерархии на государство и право. Его православная государственная теория – «теория священного царства» основана на безусловной богоустановленности монархической государственности. Признание канонов не только практически действующим источником права, но и более важным, чем гражданские законы, вот его основной принцип. Суды Филарет считал самым важным после самодержавной власти учреждением, обеспечивающим порядок и «обретение общего блага».

Радикальное направление было представлено несколькими течениями: утопический социализм (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский); коллективистский анархизм (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин); революционное народничество (П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев).

5. Политико-правовые учения в России второй половины XIX - начала XX вв.

Крупнейшими исследователями государства и права этого периода были: Петр Георгиевич Редкин, разрабатывавший проблемы преступления и наказания; Федор Михайлович Дмитриев – историк русских судебных учреждений; Иван Ефимович Андреевский – специалист в области полицейского (административного) права, доказывавший, что сохранение неограниченной монархии объясняется историческим развитием страны, в которой идея самодержавия является народной идеей, нравственно необходимой для него; Александр Федорович Кистяковский, опубликовавший исследования в сфере уголовного права в тесной связи с его историей, считавший, что не закон дает силу праву, а право дает силу закону, что юридическая наука не может сводиться к систематическому изложению действующих законов; Василий Иванович Сергеевич, собравший и обработавший значительное количество древних источников права, сторонник наследственной монархии; Иван Яковлевич Фойницкий – известный русский криминолог, изучавший уголовное право, уголовное судоустройство и судопроизводство и считавший, что для борьбы с преступностью необходимо развитие народного благосостояния с помощью «общественной культуры», противник смертной казни, инициатор созыва Международного союза криминалистов.

Либеральное направление в политико – правовой мысли России второй половины XIX в. представлено такими именами, как Борис Николаевич Чичерин (1828 – 1904), Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910), Николай Михайлович Коркунов (1853 – 1904), Максим Максимович Ковалевский (1851 –1916).

В становлении государственной школы в русской юриспруденции важную роль сыграл Александр Дмитриевич Градовский (1841 – 1889). Проведя сравнительный анализ государственного права России и европейских стран, он пришел к выводу о необходимости изучения механизма управлений государством, выделяя государственную регламентацию, самоуправление, частные союзы.

Крупнейшим представителем данной школы был юрист, социолог, историк и общественный деятель Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Будучи последовательным государственником, Чичерин определял государство, как “союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага”. Частное благо – цель не государства, а гражданского общества. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, определяет и защищает права и свободы. Область естественного права, по Чичерину, в отличие от права положительного, -это область требований правды, справедливости, “вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства”. Государственность трактовалась Чичериным как главный фактор не только правовых, но и общественных перемен. Суть либерализма, по Чичерину, состоит в представлении о человеке как о существе свободном, которое в таком качестве вступает в общество.

К школе государственников следует отнести также таких авторов, как С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин.

Сергею Андреевичу Муромцеву (1850-1910) принадлежит заслуга в деле обоснования социологического подхода к изучению права, в истолковании права как действующего правопорядка и в оправдании свободы судейского правотворчества, способного содействовать эволюции России в сторону более либерального режима властвования. Вместо совокупности юридических норм Муромцев под правом понимал совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы представляются как атрибут порядка. Он проводил резкую грань между судом и законом.(«Закон творит, суд осуществляет свою волю законодателя»).

Социально-психологический подход к истолкованию права и государственной власти применил Николай Михайлович Коркунов (1853-1904).

Общество, по Коркунову, есть объективный общественный порядок («психическое единение людей»). Содержание общественной жизни – многообразие различных сталкивающихся интересов в политической, экономической и религиозной областях. Право есть «разграничение интересов» и вместе с тем инструмент обеспечения определенного порядка в процессе возникновения и урегулирования конфликта интересов. Основа права – в индивидуальном сознании, в котором различаются субъективный и социально-психологический аспекты. В своем внешнем проявлении право действует и воспроизводит объективно (вне индивидуального и иного произвола).

Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916) продолжил и развил сравнительно-правовые исследования, сочетая изучение права с анализом его взаимосвязей с учреждениями государственной власти. Уточнение Ковалевским сравнительного метода в правоведении сводилось к выделению особой группы сходных обычаев и учреждений у разных народов на сходных ступенях.

Понимание природы государства и права немыслимо, по мнению Ковалевского, без выявления и учета его исторических корней.

Новизна метода Ковалевского состояла в показе более тесной связи и зависимости политической мысли от течения общественной политической жизни.

В консервативной политико – правовой мысли принято выделять консервативный политический романтизм и консервативную политическую утопию. Для первого было характерно стремление культурно-социальный идеал воплотить в реальную жизнь, для второго -активная борьба с конкурирующими утопиями – либерально, радикальной, социалистической.

Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885) развивал теорию культурно-исторических типов человеческой цивилизации. Он считал, что никакие особые гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме тех, которые верховная власть захочет предоставить своему народу. Данилевский высмеивал идею «социального русского парламента», но, в отличие от других неославянофилов, высоко оценивал значение свободы слова, считая ее не привилегией, а естественным правом.

Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891), отвергая либеральный эгалитаризм, сближая и часто отождествляя его с анархизмом, природу русской государственности выводил из византийского и, отчасти, европейского наследия, считая, что в созданном великом государстве почти нет своей государственности. Русское право, по его мнению, также есть право европейское.

Константин Петрович Победоносцев (1827-1907), автор трехтомного «Курса гражданского права», являлся противником парламентаризма и народоправия, считал, что становление политических прав и свобод в России по европейским стандартам приведет ее к анархии и тогда только диктатура восстановит традиционные и необходимые идейную волю и власть. Совесть как внутреннее осознание бессознательно ощущаемой индивидом истины своего существования, согласно Победоносцеву, лежит в основе русского правового мировоззрения.

В начале XX в. в условиях обострения социальной ситуации, попыток перехода к конституционализму, нового подъема религиозно-нравственных исканий правовая и политическая мысль в России получила новое продолжение. Значительный вклад в ее развитие внесли С.А. Котляревский, Н.Н. Алексеев, Г.Ф.Шершеневич, П.И.Новгородцев, Е.Н.Трубецкой, Б.А. Кистяковский, Н.С.Таганцев, М.Я.Острогорский, Н.И.Лазаревский.

В изучении права Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) выделял четыре направления: государственно-повелительное, социологическое, психологическое, нормативное. Методологической основой его исследования явилось комплексное применение собственно юридического метода с идеями психологической и социологической школ.

Оригинальную психологическую теорию права выдвинул профессор Петербургского университета Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), который исходил из тезиса, что право находится не в социальной сфере, а в психике человека, в его голове. Источником права выступают эмоции, т.к. именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций: моральные и правовые. В правовых эмоциях чувство долга сопровождается представлением о полномочиях других лиц, «наше право есть не что иное, как долг другого лица». Моральные связаны с осознанием человеком обязанностей долга. Нормы морали – это внутренние императивы. Возникающие правовые нормы носят атрибутивно (представительно) – императивный (обязывающий) характер.

Несмотря на традиционное влияние на Россию опыта и идей Запада, российская политико-правовая мысль на протяжении всех рассмотренных периодов сохраняла самобытность и отражала черты российской правовой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: