Занятие 2. Проблемы индустриализации страны

Проблемы индустриализации страны. Коллективизация сельского хозяйства.

Первая мировая война, последствия революции подо­рвали производительные силы страны, нанесли народному хозяйству колоссальный ущерб, оказали отрицательное вли­яние на психологию масс, обесценили человеческую жизнь. В цифрах и фактах покажите ущерб, который понесла стра­на за эти годы.

Что собой представляла политика "военного коммуниз­ма"? Когда она была введена и с какой целью? Останови­тесь подробнее на продразверстке, как центральном звене политики "военного коммунизма". Покажите, что эта поли­тика была рассчитана не только на период гражданской вой­ны и интервенции, но являлась методом строительства но­вого общества. В этом вам поможет статья Г.Х.Попова, ука­занная в списке литературы. Как отнеслось крестьянство к этой политике? Почему политика "военного коммунизма" не способствовала повышению заинтересованности в резуль­татах своего труда ни у рабочих, ни у крестьян? К чему при-


вела эта политика? Что вы знаете о голоде 1921-1922 гг., о крестьянских мятежах, о Кронштадтском восстании?

Новая экономическая политика (НЭП) должна была раз­решить создавшийся кризис. НЭП - одна из самых крупных реформ в Советской России. Эта политика определяла не только экономическое развитие, но и политическую атмос­феру в стране. Когда был введен НЭП? Обратите внима­ние, что НЭП не был суммой чрезвычайных мероприятий, он представлял собой систему радикальных мер, направ­ленных на развитие экономики страны. Какие мероприятия включала новая экономическая политика? Что собой пред­ставлял продналог, его отличие от продразверстки.

В целом переход к НЭПу дал значительные положитель­ные результаты в социально-экономическом развитии, хотя не все шло гладко. На конкретных цифрах и фактах покажи­те эффективность НЭПа, а также в чем он не оправдал на­дежд. Одним из коренных противоречий НЭПа был разрыв между экономическими и политическими реформами. В чем это проявлялось? С какой точки зрения рассматривали НЭП партийные и государственные лидеры? (Уступка середняку, шаг назад и т.д.) Предполагали ли подобные взгляды поли­тические реформы? Назовите кризисные ситуации, пережи­ваемые страной в период НЭПа. Остановитесь подробнее на кризисах хлебозаготовок 1925 г. и зимы 1927-1928 гг. Кри­зисные ситуации преодолевались административными ме­тодами. В чем они заключались? В итоге в конце 20-х годах происходит смена курса. Каковы были причины свертыв? ния НЭПа?

Раскрывая вопросы второго занятия, необходимо вспомнить, что Россия в 1917 г. входила в пятерку развить стран мира по валовому производству продукции. Докажи- те это конкретными цифрами. Однако революции, граждан- ская война отбросили страну назад. И только благодаря НЭПу СССР к 1925 г. восстановил свое народное хозяйство.

Почему в середине 20-х годов встал вопрос об индуст­риализации? Что это за процесс? Проходил ли он в доок-


тябрьской России? В чем была особенность социалистичес­кой индустриализации? Какие главные задачи она решала? Какие основные источники были найдены для ее проведе­ния? Когда и как принимался первый пятилетний план? К чему привела произвольная корректировка цифр этого пла­на? Какие дополнительные источники были найдены для индустриализации после срывов намеченных планов? Был ли выполнен первый пятилетний план? Как подводились ито­ги его выполнения? Расскажите об итогах индустриализа­ции в последующих довоенных пятилетках. Какие уроки нуж­но вынести из опыта индустриализации СССР?

Проблема коллективизации тесно связана с индустриа­лизацией страны. Что собой представляла российская де­ревня во второй половине 20-х годов? Расскажите о поло­жительных последствиях НЭПа. Чем был вызван кризис хле­бозаготовок в 1927 г.? В чем увидели его причины И.Сталин и Н.Бухарин? Какие они видели пути выхода из этого кризи­са? Почему встал вопрос об ускоренной коллективизации сельского хозяйства в СССР? Как это соотносилось с циф­рами пер-вого пятилетнего плана? Каким был механизм со­здания колхозов? Могло ли это не вызвать сопротивления крестьян? Расскажите о правительственной политике про­тив кулаков. Какие последствия она имела? Почему в 1930 г/ правительство вынуждено было отступить от курса "сплош­ной коллективизации"? Какие последствия это имело? От­казалось ли правительство окончательно от этого курса? Расскажите о государственной политике в деревне в нача­ле 30-х годов. К чему она привела? Когда в СССР оконча­тельно сложился колхозный строй?

Литература

Бурдаков В.П., Кабанов В.В. "Военный коммунизм": идеоло­гия и общественное развитие // Вопросы истории. -1990. - № 3., Быстрова И.В. Государство и экономика в 1920-е годы: борь­ба идей и реальность // Отечественная история. -1993. - № 3.




Валентинов Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. - М., 1991.

Владимирский А. План ГОЭЛРО // Родина. - 2004. - № 3.

Воскресенский Л. 1921 гад: уроки правды // Знание - сила. -1988.-№6.

Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. - М., 2000.

Гимпельсон Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ // Отечественная история. -1993. - № 2.

Голланд Ю. Как свернули НЭП // Знамя. -1988. - № 10.

Данилов В.П., Дмитренко В.П., Лельчук В.С. НЭП и его судьба // Историки спорят. - М., 1989.

Дмитренко В. Иллюзия творцов нового общества // Родина. -1993.-№2.

Документы свидетельствуют. 1927-1929.1929-1932. - М., 1989.

Есиков С.А., Протасов Л. "Антоновщина": новые подходы // Вопросы истории. - 1992. - № 6-7.

Зеленин И.Е. Коллективизация и единоличник (1933 - первая половина 1935 гг.) // Отечественная история. -1993. - № 3.

Иголкин А.А. Индустриализация Советского Союза. Новые документы. Новые факты. Новые подходы // Вопросы истории. -2001.-№6.

Измозик В. НЭП через замочную скважину // Родина. - 2001. -№8.

История Отечества: лкади, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. - М., 1991.

Карр Э.Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929.-М., 1990.

Кондрашин В. В. Голод 1932-1933 гг. в деревнях Поволжья // Вопросы истории. - 1991. - № 6.

Кулешов С. Лукуллов пир // Родина. -1991. - № 9,10.

Лельчук В. Особая политика пролетарского государства // Ро­дина.-1993.-№2.

Лютов Л. Неэффективность промышленности в условиях НЭПа // Вопросы истории. - 2000. - № 4, 5.

Наумов В., Курин Л. НЭП. Суть. Опыт. Уроки // Урок дает исто­рия.-М., 1989.

Новейшая история Отечества: XXвек: в 2-х т. учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2002.


НЭП в контексте исторического развития России XX века / отв. ред. А.К.Соколов. - М., 2001.

Попов Г.Х. Программа, которой руководствовался Сталин // Наука и жизнь. -1989. - № 7.

Попов Н. Спецпереселенцы // Родина. - 2000. - № 12.

Рогалина П. Утопия творцов нового общества // Родина. -1993.-№2.

Рогачевская Л.С. Как составлялся план первой пятилетки // Вопросы истории. -1993. - № 8.

Россия нэповская / под ред. акад. А.Н.Яковлева. - М., 2002.

Телицын В. НЭП: взгляд из русского зарубежья // Вопросы истории. - 2000. -№ 8.

Трагедия советской деревни: коллективизация и раскулачи­вание: документы и материалы: в 5 т.: 1927-1939; т. 5: 1937-1939. Кн. 1:1937 / сост. В.Данилов и др. - М., 2004.

Фаин Л. Нэповский "эксперимент" над российской коопераци­ей // Вопросы истории. - 2001. - № 7.

Эньюань У. (КНР) Нэпманы, их характеристика и роль // Оте­чественная история. - 2001. - № 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: