Проблемы индустриализации страны. Коллективизация сельского хозяйства.
Первая мировая война, последствия революции подорвали производительные силы страны, нанесли народному хозяйству колоссальный ущерб, оказали отрицательное влияние на психологию масс, обесценили человеческую жизнь. В цифрах и фактах покажите ущерб, который понесла страна за эти годы.
Что собой представляла политика "военного коммунизма"? Когда она была введена и с какой целью? Остановитесь подробнее на продразверстке, как центральном звене политики "военного коммунизма". Покажите, что эта политика была рассчитана не только на период гражданской войны и интервенции, но являлась методом строительства нового общества. В этом вам поможет статья Г.Х.Попова, указанная в списке литературы. Как отнеслось крестьянство к этой политике? Почему политика "военного коммунизма" не способствовала повышению заинтересованности в результатах своего труда ни у рабочих, ни у крестьян? К чему при-
|
|
вела эта политика? Что вы знаете о голоде 1921-1922 гг., о крестьянских мятежах, о Кронштадтском восстании?
Новая экономическая политика (НЭП) должна была разрешить создавшийся кризис. НЭП - одна из самых крупных реформ в Советской России. Эта политика определяла не только экономическое развитие, но и политическую атмосферу в стране. Когда был введен НЭП? Обратите внимание, что НЭП не был суммой чрезвычайных мероприятий, он представлял собой систему радикальных мер, направленных на развитие экономики страны. Какие мероприятия включала новая экономическая политика? Что собой представлял продналог, его отличие от продразверстки.
В целом переход к НЭПу дал значительные положительные результаты в социально-экономическом развитии, хотя не все шло гладко. На конкретных цифрах и фактах покажите эффективность НЭПа, а также в чем он не оправдал надежд. Одним из коренных противоречий НЭПа был разрыв между экономическими и политическими реформами. В чем это проявлялось? С какой точки зрения рассматривали НЭП партийные и государственные лидеры? (Уступка середняку, шаг назад и т.д.) Предполагали ли подобные взгляды политические реформы? Назовите кризисные ситуации, переживаемые страной в период НЭПа. Остановитесь подробнее на кризисах хлебозаготовок 1925 г. и зимы 1927-1928 гг. Кризисные ситуации преодолевались административными методами. В чем они заключались? В итоге в конце 20-х годах происходит смена курса. Каковы были причины свертыв? ния НЭПа?
Раскрывая вопросы второго занятия, необходимо вспомнить, что Россия в 1917 г. входила в пятерку развить стран мира по валовому производству продукции. Докажи- те это конкретными цифрами. Однако революции, граждан- ская война отбросили страну назад. И только благодаря НЭПу СССР к 1925 г. восстановил свое народное хозяйство.
|
|
Почему в середине 20-х годов встал вопрос об индустриализации? Что это за процесс? Проходил ли он в доок-
тябрьской России? В чем была особенность социалистической индустриализации? Какие главные задачи она решала? Какие основные источники были найдены для ее проведения? Когда и как принимался первый пятилетний план? К чему привела произвольная корректировка цифр этого плана? Какие дополнительные источники были найдены для индустриализации после срывов намеченных планов? Был ли выполнен первый пятилетний план? Как подводились итоги его выполнения? Расскажите об итогах индустриализации в последующих довоенных пятилетках. Какие уроки нужно вынести из опыта индустриализации СССР?
Проблема коллективизации тесно связана с индустриализацией страны. Что собой представляла российская деревня во второй половине 20-х годов? Расскажите о положительных последствиях НЭПа. Чем был вызван кризис хлебозаготовок в 1927 г.? В чем увидели его причины И.Сталин и Н.Бухарин? Какие они видели пути выхода из этого кризиса? Почему встал вопрос об ускоренной коллективизации сельского хозяйства в СССР? Как это соотносилось с цифрами пер-вого пятилетнего плана? Каким был механизм создания колхозов? Могло ли это не вызвать сопротивления крестьян? Расскажите о правительственной политике против кулаков. Какие последствия она имела? Почему в 1930 г/ правительство вынуждено было отступить от курса "сплошной коллективизации"? Какие последствия это имело? Отказалось ли правительство окончательно от этого курса? Расскажите о государственной политике в деревне в начале 30-х годов. К чему она привела? Когда в СССР окончательно сложился колхозный строй?
Литература
Бурдаков В.П., Кабанов В.В. "Военный коммунизм": идеология и общественное развитие // Вопросы истории. -1990. - № 3., Быстрова И.В. Государство и экономика в 1920-е годы: борьба идей и реальность // Отечественная история. -1993. - № 3.
Валентинов Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. - М., 1991.
Владимирский А. План ГОЭЛРО // Родина. - 2004. - № 3.
Воскресенский Л. 1921 гад: уроки правды // Знание - сила. -1988.-№6.
Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. - М., 2000.
Гимпельсон Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ // Отечественная история. -1993. - № 2.
Голланд Ю. Как свернули НЭП // Знамя. -1988. - № 10.
Данилов В.П., Дмитренко В.П., Лельчук В.С. НЭП и его судьба // Историки спорят. - М., 1989.
Дмитренко В. Иллюзия творцов нового общества // Родина. -1993.-№2.
Документы свидетельствуют. 1927-1929.1929-1932. - М., 1989.
Есиков С.А., Протасов Л. "Антоновщина": новые подходы // Вопросы истории. - 1992. - № 6-7.
Зеленин И.Е. Коллективизация и единоличник (1933 - первая половина 1935 гг.) // Отечественная история. -1993. - № 3.
Иголкин А.А. Индустриализация Советского Союза. Новые документы. Новые факты. Новые подходы // Вопросы истории. -2001.-№6.
Измозик В. НЭП через замочную скважину // Родина. - 2001. -№8.
История Отечества: лкади, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. - М., 1991.
Карр Э.Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929.-М., 1990.
Кондрашин В. В. Голод 1932-1933 гг. в деревнях Поволжья // Вопросы истории. - 1991. - № 6.
Кулешов С. Лукуллов пир // Родина. -1991. - № 9,10.
Лельчук В. Особая политика пролетарского государства // Родина.-1993.-№2.
Лютов Л. Неэффективность промышленности в условиях НЭПа // Вопросы истории. - 2000. - № 4, 5.
Наумов В., Курин Л. НЭП. Суть. Опыт. Уроки // Урок дает история.-М., 1989.
Новейшая история Отечества: XXвек: в 2-х т. учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2002.
|
|
НЭП в контексте исторического развития России XX века / отв. ред. А.К.Соколов. - М., 2001.
Попов Г.Х. Программа, которой руководствовался Сталин // Наука и жизнь. -1989. - № 7.
Попов Н. Спецпереселенцы // Родина. - 2000. - № 12.
Рогалина П. Утопия творцов нового общества // Родина. -1993.-№2.
Рогачевская Л.С. Как составлялся план первой пятилетки // Вопросы истории. -1993. - № 8.
Россия нэповская / под ред. акад. А.Н.Яковлева. - М., 2002.
Телицын В. НЭП: взгляд из русского зарубежья // Вопросы истории. - 2000. -№ 8.
Трагедия советской деревни: коллективизация и раскулачивание: документы и материалы: в 5 т.: 1927-1939; т. 5: 1937-1939. Кн. 1:1937 / сост. В.Данилов и др. - М., 2004.
Фаин Л. Нэповский "эксперимент" над российской кооперацией // Вопросы истории. - 2001. - № 7.
Эньюань У. (КНР) Нэпманы, их характеристика и роль // Отечественная история. - 2001. - № 5.