| Принцип
| Характеристика
|
| Социальной
справедливости
| Воплощает в себе два начала - уравнительное и распределительное. Обеспечение определённого государственного социального минимума, который выражается в правах и обязанностях человека, закреплённых в Конституции
|
| Индивидуальной социальной
ответственности
| Требует от индивида, семьи и других социальных групп приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения
|
| Социальной
солидарности
| Современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от сильных к слабым, от здоровых к больным, от молодых к пожилым, от взрослых к детям и т.п.
|
| Социального партнерства
| Сбалансированность противоречивых интересов различных социальных слоев и групп и государства, создание неразрушительные технологий разрешения конфликтов, кризисов и обеспечение поддержания социального развития
|
| Социальной компенсации
| Призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания и социальной защиты
|
| Социальных гарантий
| Предусматривает предоставление государством населению основных социальных гарантий (гарантированного государством минимума социальных услуг) в области трудовых отношений и оплаты труда; условий и охраны труда; занятости; пенсионного и других видов социального обеспечения; пособий по государственному социальному страхованию; пособий семьям с детьми и другим категориям населения; стипендии; основные компенсационные выплаты лицам, подвергшимся воздействию вследствие радиационной катастрофы; другие социальные пособия и выплаты
|
| Субсидарности
| Предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики
|
| Социальная защита
|
| – это политика, совокупность мероприятий государства, совокупность разноуровневых властных управленческих воздействий, направленных на социальную поддержку, помощь определенных групп людей – социально-уязвимых слоев населения, обеспечивающих солидарную поддержку жизнедеятельности групп населения, потенциально или реально подверженных рискам (физическим, природным, профессиональным, возрастным, социальным и др.), в целях консолидации и стабильности общества на основе государственного правого регулирования.
Социальная защита проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных, престарелых, многодетных семей, заботы о детях
|
| Юридическая и социальная ответственность бизнеса
|
| Юридической ответственностью –это следование организации конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а чего не может делать организация.
По каждому вопросу деятельности организации существуют сотни и тысячи законов и нормативов. Например, сколько токсических веществ может содержаться в промышленных стоках, что считается дискриминацией при найме на работу; каковы минимальные требования по безопасности продукции; какого типа товары можно продавать детям и др.
Организация, подчиняющаяся всем законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако она не обязательно будет считаться и социально ответственной.
Социальная ответственность организации, бизнеса– подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы членов общества со стороны организации, т.е. отклик по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований. Следование закону не означает, что организация больше не несет никакой социальной ответственности.
В более широкой трактовке социальная ответственность бизнеса включает не только заботу о работниках предприятия, но и реализацию социальных программ на уровне территории или государства в целом – это благотворительная помощь различным НКО и отдельным гражданам.
|
| Две точки зрения на то, как следует вести себя организациям в обществе, чтобы считаться социально ответственными:
1. Организация социально ответственна, если максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования, не прибегая к мошенничеству и обману, т.е. организация должна преследовать только экономические цели (Милтона Фридмана и других).
2. Организация дополнительно к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей, общество, вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем и увеличение уровня благосостояния общества в целом (Э. Карнеги, Джон Д. Рокфеллера; фирм: «Леви Страус», «Procter & Gamble», «IBM», «Эпл Компьютер» и др.)
|
| Аргументы в пользу
социальной ответственности
| Аргументы против
социальной ответственности
|
| 1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы в обществе более благополучном с социальной точки зрения и у предприятия с привлекательным образом
| 1. Нарушение принципа максимизации прибыли из-за направления ее части на социальные нужды
|
| 2. Изменились социальные потребности, ожидания и необходимость в социальных преобразованиях в обществе
| 2. Расходы организации на социальные нужды – издержки, ослабляют ее в конкуренции и переносятся через повышение цен на потребителя
|
| 3. Бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами для решения социальных проблем
| 3. Отсутствие четких показателей социальной ответственности предприятий, в отличии от экономических
|
| 4. Моральное обязательство предприятия как члена общества вести себя социально ответственно и способствовать укреплению моральных основ общества
| 4. Недостаток умения персонала предприятия разрешать социальные проблемы. Этим должны заниматься специалисты государственных учреждений и благотворительных организаций
|