Еще в XIX в. в экономической теории возникла дискуссия: что определяет уровень рыночной цены – спрос или предложение? Как – при каком уровне цены – может быть достигнуто рыночное равновесие – равенство спроса и предложения?
Здесь уместно вспомнить о двух прямо противоположных концепциях рыночной цены, рассмотренных нами в юните 1. Одна из них высказана английскими классиками и К. Марксом и обосновывает приоритет предложения продавца (товаропроизводителя): цена – это денежное выражение стоимости товара, созданной трудом. Другое учение, развитое австрийской школой политической экономии (маржиналистами), отстаивает приоритет спроса: потребности человека, полезность и ценность блага, следовательно, спрос покупателя диктуют уровень рыночной цены.
Выход из сложившегося противоречия нашел Альфред Маршалл. Прежде всего, он сформулировал и выразил в математической форме законы спроса и предложения. Затем он синтезировал противоположные учения о рыночной цене. В соответствии с реальной действительностью Маршалл считал, что рыночная цена отражает влияние и предложения, и спроса. Как осуществляется двустороннее воздействие, видно на графике (рис.2.9), где одновременно представлены кривая спроса (по цене) и кривая предложения (по цене).
|
|
Ранее мы выяснили, в каком направлении изменяются кривые спроса и предложения. Кривая спроса D имеет понижающийся (отрицательный) наклон, а кривая предложения S повышающийся (положительный) наклон. Если работает рыночный механизм, то эти кривые пересекаются в определенной точке (см. рис. 2.9).
Точка Е на графике, в которой пересекаются кривые спроса D и предложения S, называется точкой равновесия. В ней объем спроса равен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd = Ps).
|
|
|
Т.о., нам стала известна зависимость спроса и предложения от рыночной цены. Эта зависимость проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей. Имеются два варианта такого регулирования.
Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны, к снижению спроса, а с другой стороны, к увеличению предложения. В результате в эк. выигрыше оказываются производители и продавцы, они увеличивают выпуск и реализацию товаров, получая больше дохода.
Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса, а с другой стороны, сокращению предложения. В итоге эк. выигрывают покупатели (на ту же сумму денег они приобретают больше благ).
Однако нетрудно догадаться, что существует и обратная зависимость рыночной цены от спроса и предложения. Эта закономерная связь такова: 1- больше спрос, тем выше цена, и наоборот, (при уменьшении спроса снижается цена). 2- чем больше предложение, тем ниже цена, и наоборот, с сокращением объема предложения цена увеличивается.
В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое рыночное равновесие будет нарушаться. Колебания спроса и предложения под влиянием неценовых факторов изменяют равновесную цену и равновесное количество товаров на рынке.
а) б)
График нового равновесия: а – при изменении спроса; б – при изменении предложения
Как видно из графиков, нарушения равновесия приводят к следующим последствиям:
• увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товара;
• уменьшение спроса приводит к падению как равновесной цены, так и равновесного количества товара;
• рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;
• сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.
Т.о., на рынке спрос и предложение не всегда уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действуют законы спроса и предложения, согласно которым любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийный механизм поиска равновесных цен, т.е. равновесия производства и потребления, что и создает сбалансированность экономики.
Торговля и коммерция как элементы рынка. Реализация товаров в рыночной экономике производится в сфере торговли (лат. commercium). Рыночные связи различаются по способам взаимодействия продавцов и покупателей в торговых сделках. Существующие формы торговли можно классифицировать следующим образом.1. По способам связи между агентами рынка. Производитель или владелец товара непосредственно продает его потребителю. Производитель реализует полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю. Зачастую посредничество бывает многозвенным, когда в нем последовательно участвует несколько перекупщиков товара.
2. В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следующие формы торговли:
• бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товара на другие;
• продажа благ за наличные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке;
• реализация продукции по безналичному расчету (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства;
|
|
• продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу);
• реализация товаров в кредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки). Такая форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к выгоде потребителей и продавцов;
• предоставление вещей в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).
3. С учетом объема продаж различают такие формы торговли:
• оптовая торговля (купля-продажа продукции в больших количествах). Обычно товары закупаются оптом, крупными партиями торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи;
• розничная торговля означает реализацию преимущественно потребительских благ в небольших количествах. Таким образом отдельные лица покупают нужные им продукты в магазинах, торговых палатках на продовольственных и вещевых рынках.
Рыночные отношения различаются не только по рассмотренным здесь формам связи между производителями (продавцами) и покупателями (потребителями). В экономике зарубежных стран выделяют аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.
Тендеры (торги) – это распространенная форма торговли, когда покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками с помощью тендерных комитетов, в которые входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации, покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, и другие участники.
Коммерч. деятельность, кроме торговли, включает в себя также другие виды деятельности, приносящие доход: производственный бизнес (в промышленности, строительстве, с/хозяйстве и др.), непроизводственный бизнес (проф. спорт, концертная деятельность), бизнес в сфере услуг. Особенностями коммерч.расчета как метода ведения хозяйства на предприятии является стремление обеспечить торговую выручку от продажи произведенных товаров и услуг, достаточную для покрытия всех затрат ресурсов и получения прибыли. Основными принципами коммерч. расчета являются предпринимательская самостоятельность, самоокупаемость и прибыльность, самофинансирование, материальная заинтересованность, эк. ответственность.
|
|
Назначение и виды бирж. Институт биржи существует уже много веков. Слово “биржа” латинского происхождения и означает буквально “кожаный кошелек”. Возникли биржи в XVI в. как специальные места сбора коммерсантов для совершения торговых операций. Первая биржа была учреждена в Антверпене в 1531 г., вторая – в Лондоне в 1566 г., третья – в Нью-Йорке на Уолл-стрит в 1792 г. В России первую биржу учредил Петр I в Санкт-Петербурге в 1703 г. Расцвет биржевой торговли наступил в России в начале ХХ в. В период нэпа действовало более ста бирж, но в 1930 г. все они прекратили свое существование. Преимущества биржевой торговли по сравнению с обычной состоят в том, что продавцам и покупателям здесь легче найти друг друга, чем при поиске наугад. Кроме того, она обеспечивает механизм установления цены. Деятельность бирж регулируется государственными органами и независимым органом, устанавливающими правила работы бирж и отдельных ее членов.
Биржа – организационная форма торговли массовыми товарами стандартных параметров или форма осуществления систематических операций по купле-продаже валюты, рабочей силы и ценных бумаг.
Сегодня биржа – это, как правило, государственное акционерное учреждение, выполняющее ряд функций, таких как: • предоставление места для торговли (где собираются покупатели и продавцы и договариваются о ценах); организация биржевого торга; • установление правил торговли, в том числе стандартов на продукцию, реализуемую через биржу; •разработка пакетов типовых контрактов по сделкам купли-продажи; • котировка (установление) цен; урегулирование и арбитраж споров; информационная деятельность; предоставление определенных гарантий при сделках с ценными бумагами или товарами, получение за это комиссионных.
Сделка (операция) – соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара, сопровождаемое переходом финансового инструмента (денег, банковских документов и др.) от одного лица к другому.
Предметом сделок на товарных биржах являются товары и контракты (договоры) на их поставку.Биржевыми товарами считаются продук ты массового производства, обладающие качественной однородностью, сопоставимостью качественных характеристик и взаимозаменяемостью отдельных партий, что позволяет вести торговлю без представления товаров по образцу, описанию качества.
На бирже функционируют:
• маклеры – лица, владеющие местом на бирже, осуществляющие сделки по поручению клиентов и за их счет;
• брокеры – посредники, содействующие совершению сделок между заинтересованными сторонами (клиентами), обычно заключающие сделки по поручению клиентов и за их счет;
• дилеры –лица или фирмы, которые занимаются перепродажей товаров, чаще от своего имени и за свой счет;
• “быки” – игроки, играющие на повышение цен товаров; они рассчитывают на повышение цен и поэтому скупают у контрагентов товар, акции или биржевые контракты, чтобы позднее продать их по более высокой цене;
• “медведи” – игроки, играющие на понижение цен товаров, акций; они считают, что позднее цены на них снизятся, и в целях извлечения прибыли продают их.
Основными видами бирж являются товарные, фондовые, фьючерсные биржи и биржи труда.
Товарная биржа призвана выполнять следующие функции:
• оказывать посреднические услуги при заключении торговых сделок по различным товарам; • заключать товарные сделки по различным товарам; •упорядочивать товарную торговлю; • регулировать торговые операции и разрешать торговые споры; • публиковать сведения о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.
Фондовая биржа занимается куплей-продажей ценных бумаг (акций, облигаций, векселей, ваучеров и т.д.). В широком смысле слова ценные бумаги – это особым образом оформленные документы, выражающие имущественные (долговые) обязательства. В настоящее время на смену этим биржам приходят межбанковские телекоммуникации (типа SWIFT).
Фьючерсная биржевая торговля – один из наиболее динамичных секторов мировой рыночной экономики. В настоящее время в мире насчитывается почти 150 фьючерсных бирж, в основном в США, где осуществляются сделки по 54 наименованиям товаров. Фьючерсные сделки заключаются с товарами, которых на момент сделки в наличии нет (например, урожай будущего года), и поэтому они представляют собой акты купли-продажи не самого товара, а права на товар, т.е. обязательства на их поставку.
Широкое развитие международного обмена предопределяет необходимость наличия денежных средств для расчета с иностранными партнерами. Валютные биржи в Россиивыполняют следующие функции: аккумулирование спроса и предложения на валютные ресурсы; установка единого курса рубля по безналичным операциям банков; обеспечение дополнительных гарантий при заключении валютных сделок; организация и проведение расчетов в иностранной валюте и рублях по сделкам; определение текущего курса иностранных валют к рублю; сбор и анализ информации о процессах, происходящих на валютном рынке.
Биржа труда – посредническая организация, призванная обеспечить согласование интересов работников и работодателей, согласование спроса и предложения рабочей силы, оказание социальной помощи безработным.
Классические функции биржи труда: 1 учет свободной рабочей силы и вакансий на предприятиях, зарегистрированных на рынке труда; 2 материальная помощь безработным и их трудоустройство; 3 организация переподготовки и повышения квалификации работников; 4 финансирование дополнительных рабочих мест, а также другие услуги на меняющемся рынке труда (например, консультирование).
Все эк. связи рыночных субъектов приобретают юридическую форму (например, хозяйственного договора), а конкретные формы рыночных отношений проявляются в количественном и качественном соотношениях основных параметров спроса, предложения, цен и т.д., составляющих в целом рыночный механизм.
Рынок как социальный институт. В развитой рын. экономике важную роль играют непосредственно государство в лице органов власти и управления и соц. институты. В экономической науке нет однозначного определения категории “институты”. Например, Д. Норт “под институтами понимает пра вила игры в обществе или, другими словами, созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей”.
В соврем. экономике под с оц. институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения. Что же входит в систему рыночных институтов?
1- правовая система, которая в рыночной экономике выполняет две задачи: 1) организует правовое регулирование рынка – устанавливает для субъектов рынка единые правила поведения; 2) защищает субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых норм, тем самым охраняя экономические интересы рыночных агентов. Правовое регулирование рынка обеспечивает всесторонне развитое законодательство, охватывающее всю систему рыночных отношений. Его основу в нашей стране составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора – средства регулирования рыночных отношений. Вполне очевидно, что рынок как социальный институт не может существовать без предварительного и опережающего развития правового законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность людей.
2- в рассматриваемую систему входят органы гос. контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому контролю; налоговая система; органы фин.-кред. политики гос-ва. Значит, современный рынок развивает не только горизонтальные отношения, но и органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз – от государства к хоз. субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.
3- к рын. институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности, эффективности действий рыночных агентов.
4- совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения. Причем у каждого вида рынка имеется своя инфраструктура. Так, на рынке товаров (потребительских и производственных) и услуг имеются специализированные организации: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, многочисленные компании, занятые посреднической деятельностью, службы сервиса и иные. Т.о., рынок как соц. институт прочно объединяет всю совокупность рын. связей в единую целостность. Эта целостность придает рынку новое качество, способность к саморегулированию на основе эк. законов, определяющих динамику цен.