Формирование рыночного равновесия между спросом и предложением

Еще в XIX в. в экономической теории возникла дискуссия: что определяет уровень рыночной цены – спрос или предложение? Как – при каком уровне цены – может быть достигнуто рыночное равновесие – равенство спроса и предложения?

Здесь уместно вспомнить о двух прямо противоположных концепциях рыночной цены, рассмотренных нами в юните 1. Одна из них высказана английскими классиками и К. Марксом и обосновывает приоритет предложения продавца (товаропроизводителя): цена – это денежное выражение стоимости товара, созданной трудом. Другое учение, развитое австрийской школой политической экономии (маржиналистами), отстаивает приоритет спроса: потребности человека, полезность и ценность блага, следовательно, спрос покупателя диктуют уровень рыночной цены.

Выход из сложившегося противоречия нашел Альфред Маршалл. Прежде всего, он сформулировал и выразил в математической форме законы спроса и предложения. Затем он синтезировал противоположные учения о рыночной цене. В соответствии с реальной действительностью Маршалл считал, что рыночная цена отражает влияние и предложения, и спроса. Как осуществляется двустороннее воздействие, видно на графике (рис.2.9), где одновременно представлены кривая спроса (по цене) и кривая предложения (по цене).

Ранее мы выяснили, в каком направлении изменяются кривые спроса и предложения. Кривая спроса D имеет понижающийся (отрицательный) наклон, а кривая предложения S повышающийся (положительный) наклон. Если работает рыночный механизм, то эти кривые пересекаются в определенной точке (см. рис. 2.9).

Точка Е на графике, в которой пересекаются кривые спроса D и предложения S, называется точкой равновесия. В ней объем спроса равен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd = Ps).

Равновесная цена и равновес. количество обладают сл. свойствами: 1) товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации; 2) в точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей; 3) на рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) товаров.
Равновесной называется цена на конкурентном рынке, при которой размеры спроса соответствуют величине предложения и отсутствует дефицит или избыток товаров и услуг. Равные объемы спроса и предложения называются равновесным объемом. Т.о., сущность рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся нарушить это равновесие. В точке равновесия их интересы совпадают.

Т.о., нам стала известна зависимость спроса и предложения от рыночной цены. Эта зависимость проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей. Имеются два варианта такого регулирования.

Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны, к снижению спроса, а с другой стороны, к увеличению предложения. В результате в эк. выигрыше оказываются производители и продавцы, они увеличивают выпуск и реализацию товаров, получая больше дохода.

Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса, а с другой стороны, сокращению предложения. В итоге эк. выигрывают покупатели (на ту же сумму денег они приобретают больше благ).

Однако нетрудно догадаться, что существует и обратная зависимость рыночной цены от спроса и предложения. Эта закономерная связь такова: 1- больше спрос, тем выше цена, и наоборот, (при уменьшении спроса снижается цена). 2- чем больше предложение, тем ниже цена, и наоборот, с сокращением объема предложения цена увеличивается.

В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое рыночное равновесие будет нарушаться. Колебания спроса и предложения под влиянием неценовых факторов изменяют равновесную цену и равновесное количество товаров на рынке.

а) б)

График нового равновесия: а – при изменении спроса; б – при изменении предложения

Как видно из графиков, нарушения равновесия приводят к следующим последствиям:

• увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товара;

• уменьшение спроса приводит к падению как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

• рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;

• сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Т.о., на рынке спрос и предложение не всегда уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действуют законы спроса и предложения, согласно которым любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийный механизм поиска равновесных цен, т.е. равновесия производства и потребления, что и создает сбалансированность экономики.

Торговля и коммерция как элементы рынка. Реализация товаров в рыночной экономике производится в сфере торговли (лат. commercium). Рыночные связи различаются по способам взаимодействия продавцов и покупателей в торговых сделках. Существующие формы торговли можно классифицировать следующим образом.1. По способам связи между агентами рынка. Производитель или владелец товара непосредственно продает его потребителю. Производитель реализует полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю. Зачастую посредничество бывает многозвенным, когда в нем последовательно участвует несколько перекупщиков товара.

2. В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следующие формы торговли:

бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товара на другие;

• продажа благ за наличные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке;

• реализация продукции по безналичному расчету (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства;

• продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу);

• реализация товаров в кредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки). Такая форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к выгоде потребителей и продавцов;

• предоставление вещей в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).

3. С учетом объема продаж различают такие формы торговли:

оптовая торговля (купля-продажа продукции в больших количествах). Обычно товары закупаются оптом, крупными партиями торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи;

розничная торговля означает реализацию преимущественно потребительских благ в небольших количествах. Таким образом отдельные лица покупают нужные им продукты в магазинах, торговых палатках на продовольственных и вещевых рынках.

Рыночные отношения различаются не только по рассмотренным здесь формам связи между производителями (продавцами) и покупателями (потребителями). В экономике зарубежных стран выделяют аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

Тендеры (торги) – это распространенная форма торговли, когда покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками с помощью тендерных комитетов, в которые входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации, покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, и другие участники.

Коммерч. деятельность, кроме торговли, включает в себя также другие виды деятельности, приносящие доход: производственный бизнес (в промышленности, строительстве, с/хозяйстве и др.), непроизводственный бизнес (проф. спорт, концертная деятельность), бизнес в сфере услуг. Особенностями коммерч.расчета как метода ведения хозяйства на предприятии является стремление обеспечить торговую выручку от продажи произведенных товаров и услуг, достаточную для покрытия всех затрат ресурсов и получения прибыли. Основными принципами коммерч. расчета являются предпринимательская самостоятельность, самоокупаемость и прибыльность, самофинансирование, материальная заинтересованность, эк. ответственность.

Назначение и виды бирж. Институт биржи существует уже много веков. Слово “биржа” латинского происхождения и означает буквально “кожаный кошелек”. Возникли биржи в XVI в. как специальные места сбора коммерсантов для совершения торговых операций. Первая биржа была учреждена в Антверпене в 1531 г., вторая – в Лондоне в 1566 г., третья – в Нью-Йорке на Уолл-стрит в 1792 г. В России первую биржу учредил Петр I в Санкт-Петербурге в 1703 г. Расцвет биржевой торговли наступил в России в начале ХХ в. В период нэпа действовало более ста бирж, но в 1930 г. все они прекратили свое существование. Преимущества биржевой торговли по сравнению с обычной состоят в том, что продавцам и покупателям здесь легче найти друг друга, чем при поиске наугад. Кроме того, она обеспечивает механизм установления цены. Деятельность бирж регулируется государственными органами и независимым органом, устанавливающими правила работы бирж и отдельных ее членов.

Биржа – организационная форма торговли массовыми товарами стандартных параметров или форма осуществления систематических операций по купле-продаже валюты, рабочей силы и ценных бумаг.

Сегодня биржа – это, как правило, государственное акционерное учреждение, выполняющее ряд функций, таких как: • предоставление места для торговли (где собираются покупатели и продавцы и договариваются о ценах); организация биржевого торга; • установление правил торговли, в том числе стандартов на продукцию, реализуемую через биржу; •разработка пакетов типовых контрактов по сделкам купли-продажи; • котировка (установление) цен; урегулирование и арбитраж споров; информационная деятельность; предоставление определенных гарантий при сделках с ценными бумагами или товарами, получение за это комиссионных.

Сделка (операция) – соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара, сопровождаемое переходом финансового инструмента (денег, банковских документов и др.) от одного лица к другому.

Предметом сделок на товарных биржах являются товары и контракты (договоры) на их поставку.Биржевыми товарами считаются продук ты массового производства, обладающие качественной однородностью, сопоставимостью качественных характеристик и взаимозаменяемостью отдельных партий, что позволяет вести торговлю без представления товаров по образцу, описанию качества.

На бирже функционируют:

• маклеры – лица, владеющие местом на бирже, осуществляющие сделки по поручению клиентов и за их счет;

• брокеры – посредники, содействующие совершению сделок между заинтересованными сторонами (клиентами), обычно заключающие сделки по поручению клиентов и за их счет;

• дилеры –лица или фирмы, которые занимаются перепродажей товаров, чаще от своего имени и за свой счет;

• “быки” – игроки, играющие на повышение цен товаров; они рассчитывают на повышение цен и поэтому скупают у контрагентов товар, акции или биржевые контракты, чтобы позднее продать их по более высокой цене;

• “медведи” – игроки, играющие на понижение цен товаров, акций; они считают, что позднее цены на них снизятся, и в целях извлечения прибыли продают их.

Основными видами бирж являются товарные, фондовые, фьючерсные биржи и биржи труда.

Товарная биржа призвана выполнять следующие функции:

• оказывать посреднические услуги при заключении торговых сделок по различным товарам; • заключать товарные сделки по различным товарам; •упорядочивать товарную торговлю; • регулировать торговые операции и разрешать торговые споры; • публиковать сведения о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.

Фондовая биржа занимается куплей-продажей ценных бумаг (акций, облигаций, векселей, ваучеров и т.д.). В широком смысле слова ценные бумаги – это особым образом оформленные документы, выражающие имущественные (долговые) обязательства. В настоящее время на смену этим биржам приходят межбанковские телекоммуникации (типа SWIFT).

Фьючерсная биржевая торговля – один из наиболее динамичных секторов мировой рыночной экономики. В настоящее время в мире насчитывается почти 150 фьючерсных бирж, в основном в США, где осуществляются сделки по 54 наименованиям товаров. Фьючерсные сделки заключаются с товарами, которых на момент сделки в наличии нет (например, урожай будущего года), и поэтому они представляют собой акты купли-продажи не самого товара, а права на товар, т.е. обязательства на их поставку.

Широкое развитие международного обмена предопределяет необходимость наличия денежных средств для расчета с иностранными партнерами. Валютные биржи в Россиивыполняют следующие функции: аккумулирование спроса и предложения на валютные ресурсы; установка единого курса рубля по безналичным операциям банков; обеспечение дополнительных гарантий при заключении валютных сделок; организация и проведение расчетов в иностранной валюте и рублях по сделкам; определение текущего курса иностранных валют к рублю; сбор и анализ информации о процессах, происходящих на валютном рынке.

Биржа труда – посредническая организация, призванная обеспечить согласование интересов работников и работодателей, согласование спроса и предложения рабочей силы, оказание социальной помощи безработным.

Классические функции биржи труда: 1 учет свободной рабочей силы и вакансий на предприятиях, зарегистрированных на рынке труда; 2 материальная помощь безработным и их трудоустройство; 3 организация переподготовки и повышения квалификации работников; 4 финансирование дополнительных рабочих мест, а также другие услуги на меняющемся рынке труда (например, консультирование).

Все эк. связи рыночных субъектов приобретают юридическую форму (например, хозяйственного договора), а конкретные формы рыночных отношений проявляются в количественном и качественном соотношениях основных параметров спроса, предложения, цен и т.д., составляющих в целом рыночный механизм.

Рынок как социальный институт. В развитой рын. экономике важную роль играют непосредственно государство в лице органов власти и управления и соц. институты. В экономической науке нет однозначного определения категории “институты”. Например, Д. Норт “под институтами понимает пра вила игры в обществе или, другими словами, созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей”.

В соврем. экономике под с оц. институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения. Что же входит в систему рыночных институтов?

1- правовая система, которая в рыночной экономике выполняет две задачи: 1) организует правовое регулирование рынка – устанавливает для субъектов рынка единые правила поведения; 2) защищает субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых норм, тем самым охраняя экономические интересы рыночных агентов. Правовое регулирование рынка обеспечивает всесторонне развитое законодательство, охватывающее всю систему рыночных отношений. Его основу в нашей стране составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора – средства регулирования рыночных отношений. Вполне очевидно, что рынок как социальный институт не может существовать без предварительного и опережающего развития правового законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность людей.

2- в рассматриваемую систему входят органы гос. контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому контролю; налоговая система; органы фин.-кред. политики гос-ва. Значит, современный рынок развивает не только горизонтальные отношения, но и органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз – от государства к хоз. субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.

3- к рын. институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности, эффективности действий рыночных агентов.

4- совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения. Причем у каждого вида рынка имеется своя инфраструктура. Так, на рынке товаров (потребительских и производственных) и услуг имеются специализированные организации: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, многочисленные компании, занятые посреднической деятельностью, службы сервиса и иные. Т.о., рынок как соц. институт прочно объединяет всю совокупность рын. связей в единую целостность. Эта целостность придает рынку новое качество, способность к саморегулированию на основе эк. законов, определяющих динамику цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: