Тема: философия истории

План лекции

1. Предмет философии истории.

2. Единство истории и ее логика.

3. Смысл и направленность исторического процесса.

4. Социальный прогресс и его критерий.

Основные понятия

История – развитие общества, общественный процесс, характеризует самодвижение общества и образующих его

сфер;

- реальная жизнь людей, их совместная деятельность, которая проявляется во множестве конкретных

взаимосвязанных событий, происшедших в определенное время и в определенном месте.

Логика истории – изменения общества, характеризующиеся улучшением социальной и биологической жизни человека.

Критерий социального прогресса – мера свободы, которое общество в состоянии предоставить индивиду для его

самореализации, или степени гарантированной обществом индивидуальной свободы.

Краткое содержание

Философия истории или социальная философия –

область философского знания, охватывающая проблемы

бытия исторического процесса – смысл и направленность

истории, расчленение и последовательность основных

исторических эпох, специфики исторического процесса,

соотношение истории и природы, свободы и необходимости

в историческом творчестве, а также проблемы познания

исторического процесса.

Методология истории предполагает наличие

теоретико-познавательных установок или исходных,

базисных идей и принципов анализа исторического

процесса, к которым в свете переосмысления современной

истории можно отнести: идею закономерности

исторического процесса и его прогрессивной

направленности, принцип единства и многовариантности

исторического процесса, поиски смысла истории через

призму бытия конкретного человека.

Традиционная философия истории гегелевского типа

рассматривает историю через призму единства

человечества. К ней можно отнести и философию истории

марксизма. Для этих теорий характерен философско-

исторический схематизм –неправомерное обобщение,

превращающее исторический путь Европы в универсальную

схему исторической динамики человечества. Наряду с

таким понимаем истории есть и теория «культурно-

исторических типов» организации общества, которые

разрабатывались Ж.А. Гобино, О.Шпенглером, Н.Я.

Данилевским и др. Суть этих теорий в том, что единство

истории – фикция, реально существуют замкнутые

культуры или цивилизации. Исходным методологическим

основанием этих теорий является идея плюралистической

модели исторического развития, которая получила в ХХ

веке широкое распространение.

Множество точек зрения на сущность и движущие

силы исторического процесса не случайно. Человеческая

история в своем реальном осуществлении является

сложным и многоплановым процессом. В ней действуют

различные силы и факторы. Они протекают в разное

социальное время и проявляются в различных культурах и

цивилизациях. На человеческую историю и социальную

жизнь влияют и географическая среда, и производительные

силы общества, и уровень технического развития, и

господствующие идеологические ценности. Все эти

многообразные факторы тесно между собою связаны.

История – это всегда деятельность людей, наделенных

сознанием, волей, со своими интересами и потребностями.

Человек одновременно автор и актер своей собственной

исторической драмы. Если на деятельность отдельной

личности влияют многие факторы, это тем более касается

деятельности всего общества.

Гегель заметил: «Во всемирной истории благодаря

действиям людей вообще получаются еще и несколько иные

результаты, чем то, к которым они стремятся и которых они

достигают, чем те результаты, о которых они

непосредственно знают и которых они желают» (Гегель.

Соч. Т.8.-с. 27).

Следовательно, можно говорить об объективных

причинах многообразия и необходимой вариантности

исторического процесса, в котором, несмотря на

разнородность, развитие носит в общем и целом

объективный характер. Жизнедеятельность людей основана

на необходимости удовлетворения их материальных

потребностей и осуществления их объективных интересов.

Т.е. люди не могут не заниматься материальным

производством, которое достается им от предшествующих

поколений в «виде орудий труда и сложившихся в нем

производственных отношений. Объективность

исторического процесса, т.о. обусловлена наличием

материальных предпосылок и условий жизнедеятельности

людей и их объективными интересами, которая заставляют

их действовать вполне определенным и предсказуемым

образом. Именно объективный характер исторического

процесса и позволяет говорить о наличии законов в

истории, несмотря на то, что в ее развитии принимает

активное участие и субъективный фактор. Задача

социальной философии заключается в том, чтобы вскрыть и

объяснить эти законы.

С объективностью исторического процесса связано его

единство. При всем многообразии истории существует то

общее, что свойственно всем людям, выступающим и как

субъекты, и как объекты истории. Преемственность и

взаимосвязь поколений, наследующих объективную основу

исторического развития – материальное производство,

выражает единство истории как отдельного народа, так и

человечества в целом. Развитие производства,

общественных отношений, рынка, общей денежной

системы, средств коммуникации и т.д. – все это объективно

способствует всемирноисторической интерпретации

человечества, всеобщности исторического процесса. И

возникновение глобальных проблем является отражением

общности судеб, народов мира.

Единство истории как реально существующий

феномен раскрывается через процесс взаимодействия

культур, чье достояние транслируется в пространстве и во

времени. Оно - продукт многовековой истории.

Многообразие видов деятельности,

незапрограммированность исторического процесса,

присутствие случайности в историческом процессе

обусловливают многовариантность, многообразие

исторического развития народов мира. Исторический

процесс не есть однолинейное поступательное движение.

Альтернативность истории означает существование в

каждый момент различных, в том числе исключающих друг

друга возможностей дальнейшего развития общества,

каждая из которых может превратиться в действительность.

Инвариантность (как свойство некоторых существенных

для системы соотношений не меняться при определенных

преобразованиях) применительно к истории означает

признание необратимости исторического процесса: его

однозначности в плане реализации фундаментальных

ценностей. Исторический процесс является инвариантным в

главной тенденции, рассматриваемой во всемирно-

историческом масштабе и выражающейся в неодолимости

экономического и социального прогресса общества.

Противоречивый характер человеческой истории,

наличие и взаимодействие в ней объективных и

субъективных факторов, ее единство и многообразие

обусловливают неоднозначность и нелинейность

исторического процесса, его вариативный характер. С этим

связана и возможность реализации в истории различных

моделей общества, утверждения различных его структур и

способов функционирования. В каждый исторический

период именно конкретная комбинация разнообразных

факторов будет определять преимущественный способ,

форму и содержание развития той или иной социальной

структуры.

В этой связи задача социальной философии и

заключается в том, чтобы среди множества факторов

истории выявить главное, определяющее и показать

закономерности и тенденции исторических событий и

социальных систем.

Анализ исторического процесса должен

осуществляться в соответствии с логикой, необходимо

использовать как формационный, так и цивилизациогный

подходы, которые не исключают, а взаимодополняют друг

друга.

Кроме того, в социальной философии добавляется

существенный момент: поскольку субъектом человеческой

истории и ее объектом выступает прежде всего человек, то

история не имеет конца, она всегда незавершена.

Социально-исторический прогресс есть прежде всего

и главным образом прогресс человека, и для человека,

характеризующийся возрастанием комплекса социальных

условий для самореализации личности. Именно свобода как

высшее проявление человечества есть та, быть может

никогда не достижимая во всей своей абсолютной полноте

ценность, стремление к которой составляет подлинное

историческое содержание и меру социального прогресса, по

отношению к которому технологический,

интеллектуальный и экономический прогресс составляет

лишь условие, момент и предпосылки.

Вопрос о смысле истории один из наиболее

принципиальных для философского миропостижения.

История обретает осмысленность в свете тех ценностных и

мыслительных установок, которыми руководствуется

субъект. Рассуждать о смысле истории сегодня – значит

искать предназначение человека с точки зрения его

вовлеченности в традицию и открывающегося горизонта

будущего.

Современное понимание прогресса предполагает

признание его поливариантности, альтернативности

социокультуного развития. Существуют основные

тенденции всемирно-исторического процесса, но нет

однозначно предопределенного магистрального пути

прогресса, ведущего к идеальному состоянию общества.

Наиболее адекватной политической формой

организации общества, максимально способствующей

социальному прогрессу, является демократия. Демократия

создает наиболее благоприятные условия для свободы

индивида, его инициативы, самоорганизации и

самореализации.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности социального познания?

2. Назовите круг проблем философии истории.

3. «Всемирная история» – реальность или только понятие?

4. В чем заключается основание объективности

исторического процесса?

5. В чем сущность формационного подхода?

6. Связаны ли понимание направленности истории с

пониманием ее смысла?

7. В чем проявляется единство истории?

8. Сущность и содержание глобальных проблем

современности?

9. Является ли глобализация проблем человечества

проявлением единства истории?

10. Что означает «вариативность общественного развития»?

План семинарского занятия

1. Философия истории и социальная философия.

2. Закономерность исторического процесса и сознательная

деятельность людей.

3. Исторический прогресс через призму единства истории

человечества.

4. Смысл и направленность современного исторического

процесса.

Темы рефератов

1. Философия истории А. Тойнби.

2. Карл Ясперс: Человек и история.

3. Дж. Коллингвуд об идее истории.

4. Г.В.Ф. Гегель Философия истории.

5. Русская историософия (Н. Бердяев, Л. Карсавин).

6. Мировое сообщество перед лицом глобальных проблем.

7. Проблема направленности исторического процесса в

истории философии.

Рекомендуемая литература

1. Кемеров В.Е. введение в социальную философию. Уч.

пособие для гуманитарных вузов. –М.: Аспект пресс,

1996.

2. Основы философии: Уч. пособие для вузов. –М.: Владос,

1997.

3. Социальная философия: Уч. пособие для вузов. –М.:

Культура и спорт, Юнити, 1995.

4. Философия: Уч. для вузов. –Р/Д.: Феникс, 1995 (и др.

годы).

5. Философия: Уч. – М.: Русское слово, 1996.

6. Философия: Уч. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Юристь,

1998.

7. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. – СПб: Наука, 1993.

8. Коллигвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. –М:

Наука, 1980.

9. Тойнби А. Дж. Постижение истории. –М.: Прогресс,

1991.

10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. –М.:

Политиздат, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: