План лекции
1. Предмет философии истории.
2. Единство истории и ее логика.
3. Смысл и направленность исторического процесса.
4. Социальный прогресс и его критерий.
Основные понятия
История – развитие общества, общественный процесс, характеризует самодвижение общества и образующих его
сфер;
- реальная жизнь людей, их совместная деятельность, которая проявляется во множестве конкретных
взаимосвязанных событий, происшедших в определенное время и в определенном месте.
Логика истории – изменения общества, характеризующиеся улучшением социальной и биологической жизни человека.
Критерий социального прогресса – мера свободы, которое общество в состоянии предоставить индивиду для его
самореализации, или степени гарантированной обществом индивидуальной свободы.
Краткое содержание
Философия истории или социальная философия –
область философского знания, охватывающая проблемы
бытия исторического процесса – смысл и направленность
истории, расчленение и последовательность основных
|
|
исторических эпох, специфики исторического процесса,
соотношение истории и природы, свободы и необходимости
в историческом творчестве, а также проблемы познания
исторического процесса.
Методология истории предполагает наличие
теоретико-познавательных установок или исходных,
базисных идей и принципов анализа исторического
процесса, к которым в свете переосмысления современной
истории можно отнести: идею закономерности
исторического процесса и его прогрессивной
направленности, принцип единства и многовариантности
исторического процесса, поиски смысла истории через
призму бытия конкретного человека.
Традиционная философия истории гегелевского типа
рассматривает историю через призму единства
человечества. К ней можно отнести и философию истории
марксизма. Для этих теорий характерен философско-
исторический схематизм –неправомерное обобщение,
превращающее исторический путь Европы в универсальную
схему исторической динамики человечества. Наряду с
таким понимаем истории есть и теория «культурно-
исторических типов» организации общества, которые
разрабатывались Ж.А. Гобино, О.Шпенглером, Н.Я.
Данилевским и др. Суть этих теорий в том, что единство
истории – фикция, реально существуют замкнутые
культуры или цивилизации. Исходным методологическим
основанием этих теорий является идея плюралистической
модели исторического развития, которая получила в ХХ
веке широкое распространение.
Множество точек зрения на сущность и движущие
силы исторического процесса не случайно. Человеческая
|
|
история в своем реальном осуществлении является
сложным и многоплановым процессом. В ней действуют
различные силы и факторы. Они протекают в разное
социальное время и проявляются в различных культурах и
цивилизациях. На человеческую историю и социальную
жизнь влияют и географическая среда, и производительные
силы общества, и уровень технического развития, и
господствующие идеологические ценности. Все эти
многообразные факторы тесно между собою связаны.
История – это всегда деятельность людей, наделенных
сознанием, волей, со своими интересами и потребностями.
Человек одновременно автор и актер своей собственной
исторической драмы. Если на деятельность отдельной
личности влияют многие факторы, это тем более касается
деятельности всего общества.
Гегель заметил: «Во всемирной истории благодаря
действиям людей вообще получаются еще и несколько иные
результаты, чем то, к которым они стремятся и которых они
достигают, чем те результаты, о которых они
непосредственно знают и которых они желают» (Гегель.
Соч. Т.8.-с. 27).
Следовательно, можно говорить об объективных
причинах многообразия и необходимой вариантности
исторического процесса, в котором, несмотря на
разнородность, развитие носит в общем и целом
объективный характер. Жизнедеятельность людей основана
на необходимости удовлетворения их материальных
потребностей и осуществления их объективных интересов.
Т.е. люди не могут не заниматься материальным
производством, которое достается им от предшествующих
поколений в «виде орудий труда и сложившихся в нем
производственных отношений. Объективность
исторического процесса, т.о. обусловлена наличием
материальных предпосылок и условий жизнедеятельности
людей и их объективными интересами, которая заставляют
их действовать вполне определенным и предсказуемым
образом. Именно объективный характер исторического
процесса и позволяет говорить о наличии законов в
истории, несмотря на то, что в ее развитии принимает
активное участие и субъективный фактор. Задача
социальной философии заключается в том, чтобы вскрыть и
объяснить эти законы.
С объективностью исторического процесса связано его
единство. При всем многообразии истории существует то
общее, что свойственно всем людям, выступающим и как
субъекты, и как объекты истории. Преемственность и
взаимосвязь поколений, наследующих объективную основу
исторического развития – материальное производство,
выражает единство истории как отдельного народа, так и
человечества в целом. Развитие производства,
общественных отношений, рынка, общей денежной
системы, средств коммуникации и т.д. – все это объективно
способствует всемирноисторической интерпретации
человечества, всеобщности исторического процесса. И
возникновение глобальных проблем является отражением
общности судеб, народов мира.
Единство истории как реально существующий
феномен раскрывается через процесс взаимодействия
культур, чье достояние транслируется в пространстве и во
времени. Оно - продукт многовековой истории.
Многообразие видов деятельности,
незапрограммированность исторического процесса,
присутствие случайности в историческом процессе
обусловливают многовариантность, многообразие
исторического развития народов мира. Исторический
процесс не есть однолинейное поступательное движение.
Альтернативность истории означает существование в
каждый момент различных, в том числе исключающих друг
друга возможностей дальнейшего развития общества,
каждая из которых может превратиться в действительность.
Инвариантность (как свойство некоторых существенных
для системы соотношений не меняться при определенных
|
|
преобразованиях) применительно к истории означает
признание необратимости исторического процесса: его
однозначности в плане реализации фундаментальных
ценностей. Исторический процесс является инвариантным в
главной тенденции, рассматриваемой во всемирно-
историческом масштабе и выражающейся в неодолимости
экономического и социального прогресса общества.
Противоречивый характер человеческой истории,
наличие и взаимодействие в ней объективных и
субъективных факторов, ее единство и многообразие
обусловливают неоднозначность и нелинейность
исторического процесса, его вариативный характер. С этим
связана и возможность реализации в истории различных
моделей общества, утверждения различных его структур и
способов функционирования. В каждый исторический
период именно конкретная комбинация разнообразных
факторов будет определять преимущественный способ,
форму и содержание развития той или иной социальной
структуры.
В этой связи задача социальной философии и
заключается в том, чтобы среди множества факторов
истории выявить главное, определяющее и показать
закономерности и тенденции исторических событий и
социальных систем.
Анализ исторического процесса должен
осуществляться в соответствии с логикой, необходимо
использовать как формационный, так и цивилизациогный
подходы, которые не исключают, а взаимодополняют друг
друга.
Кроме того, в социальной философии добавляется
существенный момент: поскольку субъектом человеческой
истории и ее объектом выступает прежде всего человек, то
история не имеет конца, она всегда незавершена.
Социально-исторический прогресс есть прежде всего
и главным образом прогресс человека, и для человека,
характеризующийся возрастанием комплекса социальных
условий для самореализации личности. Именно свобода как
высшее проявление человечества есть та, быть может
никогда не достижимая во всей своей абсолютной полноте
ценность, стремление к которой составляет подлинное
|
|
историческое содержание и меру социального прогресса, по
отношению к которому технологический,
интеллектуальный и экономический прогресс составляет
лишь условие, момент и предпосылки.
Вопрос о смысле истории один из наиболее
принципиальных для философского миропостижения.
История обретает осмысленность в свете тех ценностных и
мыслительных установок, которыми руководствуется
субъект. Рассуждать о смысле истории сегодня – значит
искать предназначение человека с точки зрения его
вовлеченности в традицию и открывающегося горизонта
будущего.
Современное понимание прогресса предполагает
признание его поливариантности, альтернативности
социокультуного развития. Существуют основные
тенденции всемирно-исторического процесса, но нет
однозначно предопределенного магистрального пути
прогресса, ведущего к идеальному состоянию общества.
Наиболее адекватной политической формой
организации общества, максимально способствующей
социальному прогрессу, является демократия. Демократия
создает наиболее благоприятные условия для свободы
индивида, его инициативы, самоорганизации и
самореализации.
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности социального познания?
2. Назовите круг проблем философии истории.
3. «Всемирная история» – реальность или только понятие?
4. В чем заключается основание объективности
исторического процесса?
5. В чем сущность формационного подхода?
6. Связаны ли понимание направленности истории с
пониманием ее смысла?
7. В чем проявляется единство истории?
8. Сущность и содержание глобальных проблем
современности?
9. Является ли глобализация проблем человечества
проявлением единства истории?
10. Что означает «вариативность общественного развития»?
План семинарского занятия
1. Философия истории и социальная философия.
2. Закономерность исторического процесса и сознательная
деятельность людей.
3. Исторический прогресс через призму единства истории
человечества.
4. Смысл и направленность современного исторического
процесса.
Темы рефератов
1. Философия истории А. Тойнби.
2. Карл Ясперс: Человек и история.
3. Дж. Коллингвуд об идее истории.
4. Г.В.Ф. Гегель Философия истории.
5. Русская историософия (Н. Бердяев, Л. Карсавин).
6. Мировое сообщество перед лицом глобальных проблем.
7. Проблема направленности исторического процесса в
истории философии.
Рекомендуемая литература
1. Кемеров В.Е. введение в социальную философию. Уч.
пособие для гуманитарных вузов. –М.: Аспект пресс,
1996.
2. Основы философии: Уч. пособие для вузов. –М.: Владос,
1997.
3. Социальная философия: Уч. пособие для вузов. –М.:
Культура и спорт, Юнити, 1995.
4. Философия: Уч. для вузов. –Р/Д.: Феникс, 1995 (и др.
годы).
5. Философия: Уч. – М.: Русское слово, 1996.
6. Философия: Уч. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Юристь,
1998.
7. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. – СПб: Наука, 1993.
8. Коллигвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. –М:
Наука, 1980.
9. Тойнби А. Дж. Постижение истории. –М.: Прогресс,
1991.
10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. –М.:
Политиздат, 1991.