Тема: философская антропология

План лекции

1. Проблема человека в истории философии

2. "Человек" и "Личность"

3. Свобода и ответственность человека

Основные понятия

Человек - субъект развития материальной и духовной

культуры на Земле (представитель вида homo sapiens),

связан с другими формами жизни, обладает

членораздельной речью, сознанием и мышлением. Понятие

человек является основным в таких философских

направлениях как экзистенциализм и философская

антропология.

Антропоцентризм - характеристика философского учения,

согласно которому человек есть центр и высшая цель

мироздания

Антропогенез (греч. anthropos - человек и genesis -

происхождение) - процесс возникновения и развития

человека как общественного существа.

Антропологизм (греч. anthropos - человек и logos - учение,

слово) - в материализме взгляд на человека как на высшее и

совершеннейшее произведение природы, познание которого

дает ключ к ее тайнам. Направлен против идеализма и

против дуалистического разрыва души и тела.

Антропоморфизм (греч. anthropos - человек и morphe) -

перенесение присущих человеку свойств и особенностей на

внешние силы природы и приписывание их вымышленным

мифическим существам (богам, духам и т.п.).

Антропоморфизм связан с анимизмом, тотемизмом и

присущ большинству современных религий.

Субстрат (лат. sub - под и stratum - кладка, постройка,

сооружение) - основа единства, однородности различных

предметов и различных свойств отдельного, единичного

предмета, вещи и их совокупности.

Сущность - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Понятие "сущность" важно для всякой философской системы.

Краткое содержание

Философская антропология - это современная

философская школа, которая сочетает в себе научное и

ценностное видение проблем человека. Оформилось в 20

веке (основные представители - М.Шелер, А.Гелен,

Г.Плесснер, П.Ландсберг и др.). Согласно философской

антропологии ее задача ответить на вопрос "Что такое

человек?". Она выдвигает программу познания человека во

всей его полноте. Основатель этой школы немецкий

философ М.Шелер (1874-1928) говорил, что философская

антропология это "базисная наука о сущности и

сущностном строении человека; о его отношении к

различным сферам природы и основы всех вещей; о его

сущностном происхождении и его физическом,

психическом и духовном начале в мире, о силах, которые

движут им, об основных направлениях его биологического,

психического, духовно-исторического и социального

развития, а так же о сущностных возможностях этого

развития и о действительности этих возможностей".

Представители философской антропологии

анализируя "субстрат" и "сущность" человека сводят

субстратную сторону к сущностной и наоборот,

сущностную - к субстратной. При этом выделяются

биологическая и функционалистская ветви философской

антропологии. Биологическая интерпретация подменяет

понятие человеческой сущности понятием естественного

субстрата(натурализм и биологизм). Функционалистская

интепретация говорит об отчужденности человека в

системе социальных отношений. Эти проблемы

рассматриваются в таких философских дисциплинах как

"культурная антропология" (Кассирер, Ландман),

"медицинская антропологии" (Р.Христиан, В.Вайцзекер),

феноменология (Гуссерль).

Основы философской антропологии заложены в

работе М.Шелера "Положение человека в космосе". По

Шелеру статус человеческого бытия проявляется в

космологической перспективе через соотнесение человека с

другими формами органического мира в плане становления

и эволюции психического начала: чувственного порыва,

инстинкта, ассоциативной памяти и практического

интеллекта. Жизнь человека содержит в себе эти формы

отношения с миром и в этом смысле человек в принципе не

отличается от животного. И М.Шелер убежден, "человек -

естественный человек есть животное. Он не развился из

животного царства, а был, есть и всегда остается

животным". Однако между человеком и остальным

животным миром, по мнению М.Шелера, имеется

существенное различие. Это различие обусловлено

наличием у человека духа. М.Шелер не ограничивается

простой ссылкой на наличие у человека духа, а стремится

дать развернутую характеристику человеку "как духовному

бытию". Наиболее важной базисной характеристикой

человеческого духа объявляется его "открытость миру".

Животные ограничены средой обитания, дух же человека

преодолевает ограничения среды и выходит в открытый

мир, осознавая его именно как мир. Таким образом,

сущностная особенность человека связывается М.Шелером

с его онтологической свободой. В силу этой свободы дух

способен постичь качественное бытие предметов в их

объективном бытии. Поэтому человеческий дух предстает

как объективность. Из этих базовых качеств человеческого

духа вырастают такие его составляющие: как способность к

интеллектуальному познанию ("априорное видение") и

эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь).

Проблема человека существовала всегда. В

древности он был неразрывно связан с природой и был

микрокосмом в макрокосмосе. Идеальное существование

человека - это жить в согласии с этим миром. Начиная с

Сократа человек стал объектом философского

исследования, его рассматривали как существо уникальное,

как высшую ценность общества. В средние века обратили

внимание на внутренний (духовный) мир человека

(Августин Блаженный). В эпоху Возрождения

антропоцентризм стал главным принципом философского

мышления. Были заложены зерна индивидуализма. В Новое

время возникло ощущение Истории человеческого рода.

Индивид мог обратится к другому как к со-участнику,

возникло отношение "Я-Ты", "Я-мы" и "Мы-Мир". Человек

исследовался с позиций механицизма. Главное в нем - его

разумность. Таким образом, проблема человека обостряется

в период, когда разрушается прежнее представление о

мироустройстве.

Говоря о природе и сущности человека, различают

понятия "человек" и "личность". Понятие человек имеет три

уровня: 1) человек как олицетворение человеческого рода в

общем; 2) человек конкретно-исторический; 3) человек

отдельно взятый как индивид. Личность тоже трактуется по

разному. Личность - это человек как социальное существо

(материализм). Личность - это человек как духовное,

разумное существо (идеализм). Она всегда несет на себе

печать конкретной эпохи. Личность не дана человеку извне,

она может быть сформирована лишь им самим. Поэтому она

вся динамична. Русский философ Н.Бердяев, размышляя о

человеке писал, что "Учение о человеке есть прежде всего

учение о личности. Истинная антропология должна быть

персоналистичной". Он подчеркивал характерное для

русской философии мнение, что личность является

религиозно-духовной категорией.

Понятие свобода является главным для человека. Но

при этом должны быть соблюдены пределы. Иначе

возникает анархия, произвол и все это приводит к насилию.

Пределами свободы человека являются интересы другого

индивида, общества, а также природы как естественной

основы существования социума. При совпадении интересов

личности и общества в обретении свободы ее понятие

должно быть дополнено идеей регулирования деятельности

людей. Государство обязано гарантировать соблюдение

прав человека, признавая, что ценность человеческой

личности выше любых ценностей нации, класса, группы

людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного

подавления прав человека. Игнорирование или принижение

прав личности ведет к неминуемой деградации, как

личности, так и общества.

Свобода невозможна без ответственности и долга

человека перед миром, в котором он существует.

Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за

нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и

воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол

и насилие над другими людьми, в разрушение

окружающего мира. Мера ответственности человека всегда

конкретна, в пределах его компетентности и диапазона

возможностей.

Шелер говорил: "В известном смысле все

центральные проблемы философии можно свести к вопросу:

что есть человек и каково его метафизическое

местоположение в общей целостности бытия, мира и Бога".

Философская антропология обосновывает бытие человека

наряду с философией жизни и экзистенциализмом.

Контрольные вопросы

1. Homo homini lupus est - лат., человек человеку волк. Как

вы понимаете это знаменитое изречение древнеримского

поэта Плавта и повторенное английским философом

Гоббсом?

2. Различие во взглядах на человека: а) Античность; б)

Средневековье; в) Новое время. Составьте таблицу.

3. Проблема человека в буддизме и христианстве. В чем

сходство?

4. Расскажите о роли личности и народных масс в истории

человечества?

5. Кто из философов занимался проблемами человека?

План семинарских занятий

1. Природа и сущность человека

2. Человек-общество-космос

3. Понятие личности, индивида и индивидуальности

4. Сознательное и бессознательное в жизни человека

5. Человек в постиндустриальном обществе. Проблемы и

перспективы.

Темы рефератов

1. Любовь как чувство нравственной ценности человека

2. Человек эпохи Возрождения

3. "Симфоническая личность"(евразийская интерпретация

взаимоотношений человека и государства)

4. М.Шелер - основатель философской антропологии

5. Проблема человека в русской философии

6. Проблема человека в психоанализе

Рекомендуемая литература

1. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

2. Коробейникова Л.А. Метаморфозы техногенной

культуры. Томск, 1997.

3. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек:

Энциклопедический словарь, М., 1999.

4. Человек как объект философского исследования:

Античность. Средние века. Хрестоматия. М., 1993.

5. Мир России - Евразия. -М.: Высшая школа. -1995.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

7. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-

справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: