Методические указания и материалы к лекциям и практическим занятиям

Теоретические вопросы, включённые в содержание темы курса, нацеливают магистранта уделить внимание, и, соответственно, овладеть и уяснить смысл юридической терминологии, используемой законодателем при формулировании статей уголовно-процессуального закона, а также теоретических понятий, категорий и конструкций, используемых в тех или иных правовых исследованиях.

При изучении конкретных тем следует постоянно обращаться к судебным решениям Конституционного Суда РФ, Пле­нума Верховного Суда РФ, к иной опубликованной следственной и судебной практике.

Очень полезно анализировать опубликованную судебную практику по отдельным делам. Данный вид работы существенно углубляет знания магистранта, приближая его к реальной практике правоприменения.

В результате магистрант должен уметь дать грамотный юридический анализ по каждому вопросу темы; научиться глубоко и всесторонне аргументировать свои взгляды по дискуссионным проблемам уголовно-процессуального права.

При изучении Темы 1. Уголовно-процессуальные функции, реализуемые судом. Проблема их соотношения на различных стадиях уголовного процесса:

Прежде всего, магистрант должен знать исключительные полномочия суда, оговоренные в ст. 29 УПК РФ.

Помимо этого, магистрант должен четко представлять, какие уголовно-процессуальные функции реализуются судом. При этом важно, чтобы магистрант связывал уголовно-процессуальные функции суда их сущностными чертами, их уголовно-процессуальным содержанием. Необходимо знать и понимать не только разницу между осуществлением правосудия и осуществлением судебного контроля, но и их взаимосвязь.

Особое внимание следует уделить системе судебных стадий уголовного судопроизводства. Магистрант должен разграничивать судебные стадии уголовного процесса по их месту в судопроизводстве, по составу суда, по сроку обжалования, по предмету обжалования, порядку производства, основаниям пересмотра судебных актов и другим критериям.

Изучая вопросы подсудности рассмотрения уголовных дел, магистранту требуется акцентировать свое внимание на основных правилах определения территориальной и предметной подсудности, а также основаниях и порядке изменения территориальной подсудности.

При изучении Темы 2. Подготовка уголовного дела к судебному заседанию. Проблемы принятия решений по поступившему в суд уголовному делу и по итогам предварительного слушания:

Магистранту следует вспомнить основные аспекты процессуальной деятельности суда при подготовке к судебному разбирательству и сконцентрировать свое внимание на полномочиях суда по поступившему уголовному делу. Ключевым является вопрос о том, какое одно из трех решений, предусмотренных ч. 1 ст. 227 УПК РФ уполномочен принять судья по поступившему в суд уголовному делу.

Для ответа на этот вопрос надо владеть вопросами подсудности уголовных дел и основаниями для проведения предварительного слушания. Нельзя забывать и вопросах, подлежащих выяснению в соответствии с ч. 1 ст. 228 УПК РФ.

Изучение процедурной составляющей данной стадии судопроизводства тесно связано со сроками принятия решения по поступившему в суд уголовному делу и сроками начала судебного разбирательства. Порядок проведения предварительного слушания регламентирован ст. 234 УПК РФ, а особенности рассмотрения ходатайств об исключении доказательств – ст. 235 УПК РФ.

Чтобы магистрант научился принимать правильное решение по итогам предварительного слушания, ему необходимо знать (помимо правил определения подсудности уголовных дел) основания возвращения уголовного дела прокурору, а также основания приостановления производства по уголовному делу и прекращения уголовного дела, предусмотренные для данной стадии процесса.

Существенную помощь в изучении указанных вопросов окажет постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку дела к судебному разбирательству» от 22.12.2009 года.

При изучении Темы 3. Актуальные вопросы об общих условиях судебного разбирательства:

В рамках данной темы магистранту необходимо подробно изучить каждое из предусмотренных законом условий судебного разбирательства, поскольку их соблюдение находится во взаимосвязи с законностью последующего приговора. При этом магистрант должен различать гласность и публичность судебного разбирательства, непосредственность и устность судебного разбирательства, знать пределы действия положений о неизменности состава суда.

Необходимо знать, участие каких участников судебного разбирательства является обязательным, кто из них могут быть заменены и какие последствия влечет их замена.

Изучая вопросы фиксации хода и результатов судебного заседания, магистрант должен уяснить, какие требования предъявляются к протоколу судебного заседания, каков стиль изложения. Надо знать сроки изготовления протокола судебного заседания, сроки подачи замечаний на протокол судебного заседания, сроки рассмотрения замечаний.

Значительным является вопрос о том, какие промежуточные постановления и определения суда принимаются в виде отдельных процессуальных документов, а какие – заносятся в протокол судебного заседания.

При изучении Темы 4. Подготовительная часть судебного заседания, судебное следствие. Проблемы исследования доказательств в судебном заседании:

Для магистранта существенно важно знать, какие вопросы суд выясняет в подготовительной части судебного заседания, порядок их выяснения, порядок проведения судебного следствия, основания для оглашения ранее данных показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, порядок проведения других действий по исследованию доказательств.

Важное место в подготовке по заданной теме имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ» от 05.03.2004 года, «О соблюдении судами РФ процессуального законодательства при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции» от 29.08.1989 года, «О соблюдении судами РФ процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел» от 17.09.1975 года, «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 01.02.2011 года и «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» от 29.06.2010 года.

При изучении Темы 5. Теоретические и практические основы постановления приговора. Проблемы оценки доказательств:

Учитывая, что постановление приговора является результирующим действием судебного разбирательства, магистрант должен владеть основаниями для постановления оправдательного приговора, обвинительного приговора с назначением наказания, обвинительного приговора с назначением наказания и освобождением от его исполнения и обвинительного приговора без назначения наказания.

У магистранта должно четко сформироваться представление о законности, обоснованности, справедливости и мотивированности приговора.

Стремясь разобраться в вопросах, разрешаемых судом при постановлении приговора, магистрант должен уметь связать их с исключительной компетенцией суда, с предметом доказывания, другими процессуальными вопросами.

Прохождение означенной темы невозможно без тщательного изучения постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном приговоре» от 29.04.1996 года.

При изучении Темы 6. Рассмотрение уголовного дела в особом порядке при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. Проблема проверки обоснованности обвинения:

При овладении данной темой внимание магистрантов должно быть сфокусировано на особенностях постановления приговора в особом порядке:

- добровольное заявление соответствующего ходатайства,

- заявление этого ходатайства после консультации с защитником,

- осознание сущности ходатайства и последствий постановления приговора в особом порядке,

- максимально возможное наказание не может превышать 10 лет лишения свободы,

- отсутствие возражений у участников уголовного процесса со стороны обвинения,

- подтверждение предъявленного обвинения доказательствами, собранными по уголовному делу,

- усеченность предмета доказывания, отсутствие в приговоре анализа доказательств,

- назначение наказания в пределах 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого наказания, предусмотренного за преступление.

Обогащение знаний магистранта по перечисленным вопросам должно быть непременно совмещено с изучением постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел» от 05.12.2006 года.

При изучении Темы 7. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора. Проблема распределения процессуальных издержек:

Исследуя названные вопросы, магистрант должен уяснить, когда гражданский иск может быть разрешен в порядке уголовного судопроизводства, а когда – должен быть передан на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.

Решение судьбы вещественных доказательств принимается в соответствии со ст. 81–82 УПК РФ.

Изучение правовых основ решения вопроса о выплате вознаграждения адвокату, участвовавшему по назначению суда должно сопровождаться изучением постановления Правительства РФ «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда» от 04.07.2003 года и приказа Минюста РФ и Минфина РФ года «Об утверждении порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела» от 05.09.2012 года.

Правила о распределении процессуальных издержек сформулированы в ст. 132 УПК РФ. При этом взыскание процессуальных издержек с осужденного является правом, а не обязанностью суда.

Некоторые разъяснения по вопросам взыскания процессуальных издержек содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам» от 19.12.2013 года.

При изучении Темы 8. Производство в суде апелляционной инстанции. Проблема исследования и оценки новых доказательств в суде апелляционной инстанции:

Основополагающими вопросами в данной теме являются вопросы о том, какие судебные решения могут быть обжалованы в апелляционном порядке, какими участниками уголовного судопроизводства могут быть обжалованы судебные акты в этом процессуальном порядке, в какой срок и в какой суд могут быть принесены апелляционные жалобы и представления.

Магистрант должен отличать процедурные правила производства в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции, в суде апелляционной инстанции и в судах кассационной и надзорной инстанций, знать пределы судебного рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Рассматривая полномочия суда апелляционной инстанций по принятию итогового решения, магистрант должен усвоить: 1) пределы прав суда апелляционной инстанции; 2) виды решений, которые могут быть приняты судами апелляционной инстанции; 3) основания к отмене и изменению обжалуемых судебных актов.

Разбираясь в этих вопросах, магистранту следует обратиться к разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в постановлении «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» от 27.11.2012 года.

При изучении Темы 9. Обращение приговора к исполнению. Проблемы разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора:

Сначала магистрант должен научиться умело ориентироваться в порядке и сроках вступления приговора в законную силу, в порядке обращения его к исполнению.

Далее магистранту необходимо проанализировать вопросы, которые разрешаются судом в порядке исполнения приговора. Для этого целесообразно их классифицировать:

- по характеру разрешаемого вопроса,

- по суду, уполномоченному их рассматривать,

- по субъекту, наделенному правом ставить вопрос об их рассмотрении.

Необходимо уяснить и порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.

Учитывая, что наиболее часто в порядке исполнения рассматриваются вопросы об отмене условного осуждения, об условно-досрочном освобождении, о замене неотбытого наказания более мягким видом наказания, об изменении вида исправительного учреждения, магистранту следует изучить особенности рассмотрения судом ходатайств и представлений по этим вопросов.

По описанным вопросам магистранту необходимо ознакомиться с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в постановлении «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» от 21.04.2009 года, постановлении «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» от 29.05.2014 года.

При изучении Темы 10. Проблемы производства по уголовному делу в судах кассационной и надзорной инстанций:

В этой теме, как и в предыдущей, основополагающими являются вопросы о том, какие судебные решения могут быть обжалованы в кассационном и в надзорном порядке, какими участниками уголовного судопроизводства могут быть обжалованы судебные акты, в какой срок и в какой суд могут быть принесены кассационные и надзорные жалобы и представления.

Обращается внимание магистранта на то, что, а производство в судах кассационных и надзорной инстанций носит сложный многоинстанционный характер, а рассмотрение по существу кассационных и надзорных жалоб и представлений – двухступенчатый характер. В процессе изучения процедуры проверки судебных решений в кассационном порядке и в порядке надзора магистранту следует разобраться в сходствах и различиях этих стадий с предыдущими судебными стадиями процесса и с возобновлением производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

При выяснении пределов прав судов кассационной и надзорной инстанции и оснований к пересмотры судебных решений в кассационном порядке и в порядке надзора магистранту следует обратить на специфическое положение о недопустимости поворота к худшему и на суженные основания к отмене или изменению судебных актов.

Совокупность перечисленных вопросов должна изучаться одновременно с постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» от 28.01.2014 года.

При изучении процессуальных вопросов возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств магистранту нужно обратить внимание не только на основания и порядок производства на этой стадии судопроизводства, но и порядок обжалования решений об отказе в возбуждении такого производства и о прекращении возбужденного производства.

Методическое обеспечение теоретического курса




double arrow
Сейчас читают про: