double arrow

Понятие, нравственные принципы и содержание служебного этикета

Этикет (от франц. etiquette) – установленный порядок поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений


(обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, пове-дение в общественных местах, манеры и одежда).

Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионально-го поведения человека. Знание его – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаи-мопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, по-вышает эффективность контактов и конечных результатов их совме-стных действий,

Деловое общение должно основываться на определенных нрав-ственных принципах, среди которых главными являются следующие:

1. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Не-

смотря на его кажущуюся банальность, именно этот принцип наруша-ется чаще всего, ибо далеко не каждый и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами когда они входят

в противоречие с интересами дела, особенно когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть. Примером подобного поведения для сотрудника правоохра-нительных органов является оказание контактеру юридической помо-щи, разъяснение ему его прав и возможностей, в результате чего он, быть может, окажется способным решить проблему не в вашу пользу (ведь достаточно было просто промолчать). Противоположным, без-нравственным поведением было бы своекорыстное использование своей компетентности (профессиональной, правовой, в том числе и приемов делового общения) для получения выгодного для вас реше-ния.

2. Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчест-ному поступку или поведению, основывающаяся на таких выра-ботанных нравственных качествах, как:

— обостренная совесть (достаточно хорошо иллюстрируется вышеприведенным примером), сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;

— постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собствен-ное достоинство как признаваемое окружающими право на самоува-жение;

— умение держать себя одинаково с любым человеком, незави-симо от его служебного или социального статуса;

— моральная устойчивость, проявляющаяся прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципа-ми;


— обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.

3. Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро (добро—главная категория этики).Конечно,всякаяпрофессиональная деятельность имеет целью удовлетворение соци-альной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного», которое, по сути своей, есть также и «доброе». Однако «доброжелательность» расширяет сферу социальной жизнедеятель-ности человека, ибо без этого подхода он ограничивается лишь тем, что обязан выполнить в пределах предписанного службой (за что, собственно, он и получает зарплату). Принцип доброжелательности побуждает человека выполнять не только то, что он должен, но еще и сверх того, что он может во имя блага людей, и за что он получает не зарплату, но лишь человеческую признательность и эмоциональную удовлетворенность.

4. Уважительность, т.е. уважение достоинства партнера по общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственныекачества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, за-ботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесооб-разность. Это хорошо иллюстрируется следующим примером. На рус-ском флоте на ответственных совещаниях было принято предостав-лять первое слово младшим. При этом исключалась возможность не выслушивать их мнения в тех случаях, когда оно не совпадало с мне-нием старших и они могли «постесняться» его высказать или же по-ставить их в неловкое положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: