На производство услуг в экономике России приходится более половины валовой добавленной стоимости. За последние годы в зависимости от динамики цен на различных рынках эта доля колебалась от 56 до 61%. Производство услуг осуществляется в 9 крупнейших видах экономической деятельности, при этом самыми значительными составными частями данного сектора экономики являются торговля, транспорт и связь, операции с недвижимостью (табл. 16).
Таблица 16
Структура валовой добавленной стоимости в сфере услуг, %
| Вид деятельности | 2005 г. | 2008 г. | ||
| млрд. руб. | % к итогу | млрд. руб. | % к итогу | |
| Всего сфера услуг В том числе: | 100,0 | 100,0 | ||
| Оптовая и розничная торговля, ремонт транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования | 34,0 | 34,9 | ||
| Гостиницы и рестораны | 1,6 | 1,7 | ||
| Транспорт и связь | 17,9 | 15,8 | ||
| Финансовая деятельность | 7,0 | 7,9 | ||
| Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 17,2 | 18,6 | ||
| Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение | 9,0 | 8,4 | ||
| Образование | 4,7 | 4,4 | ||
| Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 5,4 | 5,3 | ||
| Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 3,2 | 3,0 |
Наиболее высокими темпами развиваются торговля, финансовая деятельность, операции с недвижимостью. В то же время относительно медленно увеличивается валовая добавленная стоимость на транспорте и в сфере государственного управления. Доля таких социальных видов деятельности как образование, здравоохранение и прочие услуги населению за последние годы несколько снизилась.
В составе комплекса по оказанию организациям и населению страны разнообразных услуг выделяется, как уже отмечено, такой вид деятельности как оптовая и розничная торговля, автосервис и ремонт бытовой техники. В отдельных субъектах Федерации доля данного вида деятельности в общей валовой добавленной стоимости достигает 20-30%, и лишь в регионах с ярко выраженной промышленной (особенно сырьевой) специализацией она снижается до 3-8%.
В предкризисный период (2001-2007 гг.) оборот торговли ежегодно в сопоставимых ценах увеличивался на 20-25%, но в 2008 г. Это показатель снизился до 13%. Восстановление докризисного уровня произошло в 2010 году. В составе торговли в среднем по России около 70% оборота приходится на оптовые продажи товаров и примерно 30% - на розничный оборот по реализации товаров для конечного потребления.
Особенностями оптовой торговли являются преобладание продукции производственного назначения, крупные партии продаж, а также широкая номенклатура товаров, составляющая сотни тысяч наименований. На Москву приходится более 40% всех оптовых продаж товаров в стране, что обусловлено сосредоточением самых крупных потоков материальных ресурсов. Через Москву проходит, в частности, наибольший поток импортных товаров, прежде всего из Европы, который затем распределяется по многим регионам России (табл. 17).
Таблица 17






