Регион | Железные дороги | Автомобильные дороги |
В среднем по РФ | 35,0 | |
Уральский федеральный округ | 21,0 | |
Курганская область | 94,0 | |
Свердловская область | 57,0 | |
Тюменская область | 8,1 | |
Из нее: ХМАО | 5,2 | |
ЯНАО | 1,4 | |
Челябинская область | 101,0 |
Наибольшая густота дорожной сети существует в Центральном федеральном округе, наименьшая – в Дальневосточном округе. Из субъектов Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) максимальная плотность дорог достигнута в Московской и Калининградской областях (410-470 км/тыс. кв. км), минимальная – в регионах Севера и Дальнего Востока России. Самая низкая густота автомобильных дорог общего пользования, составляющая менее одного километра на тысячу километров территории, отмечается в Чукотском автономном округе. В Уральском федеральном округе плотность дорог ниже, чем в среднем по стране, однако это обусловлено ситуацией на северных территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В таких же субъектах Федерации, как Курганская, Свердловская и Челябинская области, обеспеченность дорогами в 2-4 раза выше, чем в целом по России.
Из других видов экономической деятельности сферы услуг, занимающих значительный удельный вес в валовой добавленной стоимости, выделяют операции с недвижимостью, государственное управление, образование и здравоохранение (табл. 21).
Таблица 21
Удельный вес отдельных видов деятельности сферы услуг в валовом региональном продукте в 2009 г., %
Федеральный округ | Операции с недвижимостью | Государственное управление | Образование и здравоохранение |
В среднем по РФ, в том числе: | 10,2 | 4,3 | 6,1 |
Центральный | 14,9 | 3,5 | 5,0 |
Из него: Москва | 18,3 | 2,4 | 3,8 |
Северо-Западный | 9,2 | 5,0 | 7,6 |
Южный | 6,9 | 6,7 | 8,3 |
Приволжский | 7,2 | 4,2 | 6,4 |
Уральский | 7,1 | 2,6 | 4,2 |
Из него: Тюменская область | 7,1 | 1,8 | 3,0 |
Сибирский | 7,4 | 5,6 | 8,0 |
Дальневосточный | 7,4 | 7,7 | 8,6 |
Доли данных видов деятельности в составе валовых региональных продуктов зависят также от масштабов развития других видов деятельности, но некоторые принципиальные моменты могут быть выделены. Так, например, особо высокая активность операций с недвижимостью характерна для Центрального федерального округа, в первую очередь Москвы. Доля добавленной стоимости, создаваемой в государственном управлении, выше в регионах со значительным удельным весом бюджетных расходов и пониженной активностью частного сектора экономики. В регионах с ярко выраженной промышленной специализацией удельный вес рассматриваемых секторов сферы услуг является относительно низким из-за того, что главные объемы добавленной стоимости создаются в других видах экономической деятельности.
Доля социальной сферы в формировании валовой добавленной стоимости в целом также наиболее велика в регионах со значительным бюджетным сектором и является пониженной при высоком уровне развития других видов деятельности. Объективным показателем уровня развития данной сферы является величина создаваемой в ней добавленной стоимости на душу населения по территориям страны, но он в сводных материалах Росстата по регионам страны не приводится. В то же время его определение расчетными методами на основе имеющихся материалов с достаточной надежностью не представляется возможным.
Приблизительное представление о региональной структуре производства услуг дает распределение по территориям страны платных услуг населению (табл. 22).
Таблица 22