В соответствии с содержанием обращений родителей для анализа были выделены следующие группы подростков (Рис. 2):
- подростки, имеющие трудности с учебой и проблемы в школе;
- подростки, имеющие проблемы межличностного взаимодействия с близкими и сверстниками;
- подростки, имеющие обе вышеперечисленные группы трудностей;
- подростки, характеризующиеся девиантным поведением (проявляющие физическую агрессию, состоящие на учете в КДН);
- подростки, пережившие психотравмирующие события.
Рис. 2. Распределение подростков по обращениям родителей
При этом отметить, что большинство обращений происходит на стадии длительного существования проблемы – 72 обращения.
В анализ были включены данные по подросткам из первых трех групп, поскольку обращения встречаются намного чаще. При этом мы предполагаем, что случаи подростков из 3 группы представляют собой усугубившиеся и запущенные проблемы 1 и 2 типа, поскольку все обращения родителей зафиксированы на поздней стадии существования проблемы.
|
|
В ходе анализа были изучены и сопоставлены сведения о подростках и их семьях, а также индивидуальные показатели подростков и родителей, полученные в ходе использования следующих методик: ПДО А.Е. Личко (модифицированный), опросник уровня агрессивности Басса-Дарки, Тест «Исследование тре6вожности» Спилбергера (адаптирован Ю.Л. Ханиным), методика изучения родительских установок (PARI), рисуночные методики «Несуществующие животное», «Дом – Дерево – Человек», «Рисунок семьи».
Ниже представлено описание каждой группы с учетом половозрастных характеристик, особенностей семьи и результатов проективных методик. Результаты стандартизированных методик рассмотрены в сравнении. В случае достаточной выборки внутри группы испытуемые сравнивались не только по признаку пола, но и по составу семьи (мальчики из 1 группы).