Некоторые приемы психолого-педагогического взаимодействия с подростками

Наиме­нование приема Краткое описание Применение
     
«Эврика» Создание условий, при которых ребенок, выполняя учебное задание самостоятельно и про­явив неизвестные ранее воз­можности, получит интерес­ный, оригинальный результат С целью открытия перед ребенком новой перспективы познания
«Умыш­ленные ошибки» Умышленная ошибка в дей­ствии, вызывающая творче­скую мыслительную работу Применяется с учетом возрас­та на известном учащимся материале, использующемся в качестве опорных знаний для более внимательного воспри­ятия получаемых знаний
«Линия горизон­та» Побуждение подростка к новому интеллектуальному поиску Для раскрытия дальнейшей перспективы, осознания не­знания и формирование ра­дости его преодоления
«Ней­тральная информа­ция» Сообщение учителем о ка­ких-либо фактах, ничем не обнаруживая своего отноше­ния к ним, приглашая тем самым подростков к их об­суждению Когда речь идет о позиции либо учителя, либо учащих­ся, пользующихся его распо­ложением; когда какие-либо факты мо­гут вызвать бурную и неже­лательную реакцию; когда учителю необходимо сдержать собственные эмо­ции
«Акцен­тирован­ная ин­форма­ция» Прогнозирование реакции учащихся при освещении событий, требующих оценки Заранее предполагается со­лидарность учащихся е учи­телем
«Обна­женная позиция» Выражение именно своего эмоционального состояния, своего кредо, позиции по поводу тех или иных событий В случаях, когда подростки, боясь последствий, не хотят высказать свое мнение по поводу отдельных фактов
«Консен- сус» Вызов подростков на дискус­сию при использовании раз­ных подходов, с целью найти в их взглядах общие элемен­ты, образующие единую по­зицию, являющуюся ком­промиссом для всех участни­ков дискуссии В случаях, когда приходится сталкиваться с противоречи­выми или взаимоисключаю­щими оценками
«Отсроч­ка» Побуждение подростков глубже осмыслить факт, вы­звавший дискуссию; развитие умения слушать других и счи­таться с их мнением; привитие интеллектуальной терпимости, создающей предпосылки под­линной интеллектуальности В случаях, когда мнения сильно расходятся и в дово­дах каждой позиции есть свои сильные и слабые сто­роны
«Бумеранг» Создание ситуации, когда педагог сталкивает учащихся с последствиями условий, ими самими созданных, проверяя учителя, но которые оказались невыгодными для них благо­даря его находчивости Когда нужно вызвать у уча­щихся чувство понимания, сочувствия учителю в ситуа­ции выбора, который он дол­жен сделать, чувство пережи­вания за него в случае, если он сделает неверный шаг
«Гротеск» Действия учащегося пред­ставляются в шаржирован­ном, гротескно преувеличен­ном виде, чтобы отчетливо обнаружилась их неприем­лемость с точки зрения об­щепринятых норм поведения Когда поступок отдельного подростка задевает интересы, достоинство коллектива и личности, когда надо пока­зать, что, унижая других, он сам оказывается униженным
«Гипертрофия» Расширение (или ограниче­ние) прав учащегося, которое показывает несовместимость его действий, поступков с нормами коллектива, нравст­венности, с честью и досто­инством окружающих Когда необходимо, чтобы по реакции окружающих под­росток понял всю нелепость своего положения и избран­ного способа самоутвержде­ния
«Вынужденный самоанализ» Создание условий, когда ребенок сам попытается ра­зобраться в причинах сло­жившейся ситуации При необходимости опреде­ление своего места в ситуа­ции, нравственного содержа­ния поступка
     

Таблица 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: