И младшими школьниками

Наиме­нование приема Краткое описание Применение
     
Дошкольники
«Погаше­ние по­требно­сти» Ограничение в предостав­лении ребенку благ, не допуская пресыщения Когда излишняя заботливость приводит к тому, что ребенок перестает ценить имеющиеся блага
«Опере­жающее предло­жение» Предложение ребенку благ, поручений на основе пред­видения того, какое жела­ние может возникнуть у него Когда у ребенка формируется желание не обладать, а пользо­ваться каким-либо материаль­ным благом; когда он видит, что это благо достигается усилиями взрос­лых; когда он начинает понимать, что взрослые предлагают ему именно то, к чему он стремил­ся
«Пере­ключение с погаше­нием» Переведение внимания ребенка (вербально, эмо­ционально, предметно) с одного объекта удовлетво­рения материальной по­требности на другой, более желательный В случаях, когда ребенок тре­бует явно невозможного, не­желательного, опасного
«Эмоцио­нальное обвола­кивание» Пристальное внимание, непрестанное окружение лаской, открытая забота о каждом шаге индивидуаль­но к каждому ребенку В случае проявления синдрома «белой вороны»
«Эмоцио­нальный контраст» Создание у ребенка ощу­щения действенной разни­цы между добрым, ласко­вым и строгим, требова­тельным тоном, воспитание гуманных отношений в коллективе При проявлении ребенком излишней расторможенности в коллективе, связанной с эмо­циональной неустойчивостью
«Эмоцио­нальная установ­ка» Выработка у ребенка ори­ентира на соответствующее отношение к чему-либо При готовности ребенка дейст­вовать тем или иным образом по заранее выбранному образ­цу еще до того, как начинает срабатывать сознание
«Положи­тельное подкреп­ление» Создание условий для со­вершения положительных действий Эффективно в форме неожи­данного для ребенка решения
«Отрица­тельное подкреп­ление» Создание условий для пре­дупреждения отрицатель­ного поступка Когда необходима наглядность отрицательных последствий нежелательного поступка
«Трени­ровка» Разработка системы дейст­вий, которые тренируют привычки При необходимости формиро­вания определенного стерео­типа поступка в сходной си­туации
«Мнимый больной» Создание условий, когда ребенок проявляет заботу, сострадание к окружаю­щим Необходимость снижения вы­раженного эгоцентризма
«Смена партнера» Руководство общением ребенка, блокировка отри­цательного и усиление по­ложительного влияния Уменьшение негативной сфе­ры влияния на становление личности ребенка
«Дого­вор» Создание условий, дающих ребенку возможность под­готовиться к выполнению требований взрослых и затем отключиться от своей деятельности Формирование добровольной дисциплины, дисциплиниро­ванности
«Пере­ключение деятель­ности» Перевод внимания ребенка с одного вида деятельности на другой без предвари­тельной подготовки Преимущественно тогда, когда необходимо прекратить неже­лательный вид деятельности
Младшие школьники
«Лестни­ца» Поступательное движе­ние по ступеням знаний, самоопределения, обре­тения веры в себя Учитель ведет воспитанника по ступенькам: 1 — психологиче­ская атака; 2 — эмоциональная блокировка; 3 — выбор главного направления; 4 — выбор равных возможностей; 5 — неожиданное сравнение; 6 - — стабилизация
«Следуй за нами» Пробуждение у ребенка желания догнать ушед­ших вперед сверстников: 1-й шаг алгоритма — диагностика интеллекту­ального фона коллектива; 2-й шаг — выбор интел­лектуального спонсора; 3-й шаг — фиксация ре­зультата и его оценка В условиях наличия близкого лидера
«Эмоцио­нальный всплеск» Создание ситуации, по­зволяющей ученику мо­билизовать волю, знания, произвести сильное впе­чатление на коллектив С целью формирования веры в себя, веры в успех
«Обмен ролями» Создание условий само­управления в коллективе Раскрытие потенциала интеллек­туальных, эмоционально-волевых качеств и возможностей не толь­ко отдельных школьников, но и всего коллектива
«Зараже­ние» Выбор источника интел­лектуального «заражения», генератора интеллектуаль­ной энергии и создание условий, обеспечивающих стремление других к само­стоятельному творчеству; энергию одного сделать достоянием других С целью оздоровления атмосфе­ры коллектива, поиска источника общего успеха радости
«Отсро­ченная отметка» Выставление отметки лишь тогда, когда она говорит о достижениях, движении вперед Вызов у ребенка желания учить­ся не столько ради отметок, сколько ради знаний, одобрения старших его достижений и дви­жения вперед

В подростковый период среди важных направлений пси­холого-педагогического взаимодействия выделяются:

— создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного са­моутверждения личности;

— формирование ценностных установок, организация пе­дагогического влияния на индивидуально-групповое и коллективное мнение подростков;

— предупреждение отклонений в поведении и нравствен­ном развитии.

Наиболее эффективна ситуация успеха, обеспечивающая формирование радости познания обучаемого. Приемов создания подобной ситуации в отношении подростков много. В частности, можно отметить следующие наиболее перспек­тивные приемы: «эврика», «умышленные ошибки», «линия горизонта» и др.

Для таких направлений педагогической деятельности, как формирование ценностных установок, организация педаго­гического влияния на индивидуально-групповое и коллективное мнение подростков, могут применяться следующие приемы психолого-педагогического взаимодействия: «нейт­ральная информация»; «акцентированная информация»; «об­наженная позиция»; «консенсус»; «отсрочка» и др.

Для психолого-педагогического взаимодействия, направ­ленного на предупреждение отклонений в поведении и нрав­ственном развитии подростков, целесообразно применять следующие приемы: «бумеранг», «гротеск», «гипертрофия», «условное одобрение» и др. (табл. 7).

При решении педагогических задач нельзя однозначно указать какой-либо конкретный рецепт как универсальный. Вместе с тем использование определенных предлагаемых приемов поможет избежать грубых ошибок, особенно на первоначальных этапах деятельности.

При взаимодействии со старшими школьниками смысл педагогического влияния заключен в том, чтобы анализ ситуации, поиск путей ее решения были направлены не столько на саму ситуацию, сколько на осмысление детьми собственного отношения к ней. При этом можно выделить следующие приемы психолого-педагогического взаимодей­ствия: «третейский суд», «позиция», «проповедь» (табл. 8).

Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: