Наименование приема | Краткое описание | Применение |
Дошкольники | ||
«Погашение потребности» | Ограничение в предоставлении ребенку благ, не допуская пресыщения | Когда излишняя заботливость приводит к тому, что ребенок перестает ценить имеющиеся блага |
«Опережающее предложение» | Предложение ребенку благ, поручений на основе предвидения того, какое желание может возникнуть у него | Когда у ребенка формируется желание не обладать, а пользоваться каким-либо материальным благом; когда он видит, что это благо достигается усилиями взрослых; когда он начинает понимать, что взрослые предлагают ему именно то, к чему он стремился |
«Переключение с погашением» | Переведение внимания ребенка (вербально, эмоционально, предметно) с одного объекта удовлетворения материальной потребности на другой, более желательный | В случаях, когда ребенок требует явно невозможного, нежелательного, опасного |
«Эмоциональное обволакивание» | Пристальное внимание, непрестанное окружение лаской, открытая забота о каждом шаге индивидуально к каждому ребенку | В случае проявления синдрома «белой вороны» |
«Эмоциональный контраст» | Создание у ребенка ощущения действенной разницы между добрым, ласковым и строгим, требовательным тоном, воспитание гуманных отношений в коллективе | При проявлении ребенком излишней расторможенности в коллективе, связанной с эмоциональной неустойчивостью |
«Эмоциональная установка» | Выработка у ребенка ориентира на соответствующее отношение к чему-либо | При готовности ребенка действовать тем или иным образом по заранее выбранному образцу еще до того, как начинает срабатывать сознание |
«Положительное подкрепление» | Создание условий для совершения положительных действий | Эффективно в форме неожиданного для ребенка решения |
«Отрицательное подкрепление» | Создание условий для предупреждения отрицательного поступка | Когда необходима наглядность отрицательных последствий нежелательного поступка |
«Тренировка» | Разработка системы действий, которые тренируют привычки | При необходимости формирования определенного стереотипа поступка в сходной ситуации |
«Мнимый больной» | Создание условий, когда ребенок проявляет заботу, сострадание к окружающим | Необходимость снижения выраженного эгоцентризма |
«Смена партнера» | Руководство общением ребенка, блокировка отрицательного и усиление положительного влияния | Уменьшение негативной сферы влияния на становление личности ребенка |
«Договор» | Создание условий, дающих ребенку возможность подготовиться к выполнению требований взрослых и затем отключиться от своей деятельности | Формирование добровольной дисциплины, дисциплинированности |
«Переключение деятельности» | Перевод внимания ребенка с одного вида деятельности на другой без предварительной подготовки | Преимущественно тогда, когда необходимо прекратить нежелательный вид деятельности |
Младшие школьники | ||
«Лестница» | Поступательное движение по ступеням знаний, самоопределения, обретения веры в себя | Учитель ведет воспитанника по ступенькам: 1 — психологическая атака; 2 — эмоциональная блокировка; 3 — выбор главного направления; 4 — выбор равных возможностей; 5 — неожиданное сравнение; 6 - — стабилизация |
«Следуй за нами» | Пробуждение у ребенка желания догнать ушедших вперед сверстников: 1-й шаг алгоритма — диагностика интеллектуального фона коллектива; 2-й шаг — выбор интеллектуального спонсора; 3-й шаг — фиксация результата и его оценка | В условиях наличия близкого лидера |
«Эмоциональный всплеск» | Создание ситуации, позволяющей ученику мобилизовать волю, знания, произвести сильное впечатление на коллектив | С целью формирования веры в себя, веры в успех |
«Обмен ролями» | Создание условий самоуправления в коллективе | Раскрытие потенциала интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств и возможностей не только отдельных школьников, но и всего коллектива |
«Заражение» | Выбор источника интеллектуального «заражения», генератора интеллектуальной энергии и создание условий, обеспечивающих стремление других к самостоятельному творчеству; энергию одного сделать достоянием других | С целью оздоровления атмосферы коллектива, поиска источника общего успеха радости |
«Отсроченная отметка» | Выставление отметки лишь тогда, когда она говорит о достижениях, движении вперед | Вызов у ребенка желания учиться не столько ради отметок, сколько ради знаний, одобрения старших его достижений и движения вперед |
В подростковый период среди важных направлений психолого-педагогического взаимодействия выделяются:
|
|
|
|
— создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности;
— формирование ценностных установок, организация педагогического влияния на индивидуально-групповое и коллективное мнение подростков;
— предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.
Наиболее эффективна ситуация успеха, обеспечивающая формирование радости познания обучаемого. Приемов создания подобной ситуации в отношении подростков много. В частности, можно отметить следующие наиболее перспективные приемы: «эврика», «умышленные ошибки», «линия горизонта» и др.
Для таких направлений педагогической деятельности, как формирование ценностных установок, организация педагогического влияния на индивидуально-групповое и коллективное мнение подростков, могут применяться следующие приемы психолого-педагогического взаимодействия: «нейтральная информация»; «акцентированная информация»; «обнаженная позиция»; «консенсус»; «отсрочка» и др.
Для психолого-педагогического взаимодействия, направленного на предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии подростков, целесообразно применять следующие приемы: «бумеранг», «гротеск», «гипертрофия», «условное одобрение» и др. (табл. 7).
При решении педагогических задач нельзя однозначно указать какой-либо конкретный рецепт как универсальный. Вместе с тем использование определенных предлагаемых приемов поможет избежать грубых ошибок, особенно на первоначальных этапах деятельности.
|
|
При взаимодействии со старшими школьниками смысл педагогического влияния заключен в том, чтобы анализ ситуации, поиск путей ее решения были направлены не столько на саму ситуацию, сколько на осмысление детьми собственного отношения к ней. При этом можно выделить следующие приемы психолого-педагогического взаимодействия: «третейский суд», «позиция», «проповедь» (табл. 8).
Таблица 7