Меняются и его функции

Межотраслевое управление может осуществляться государством только в рамках выбранной им стратегии социально-экономического развития.

Намечая долгосрочные цели и ориентиры социально-экономической стратегии, государство определяет систему общенациональных приоритетов и целей и на основании этого осуществляет координацию экономических процессов.

В рамках этой общей координации государство разрабатывает: научно-техническую, инвестиционную, промышленную политику и регулирует межотраслевые пропорции.

Государство не только разрабатывает такую стратегию, но и выступает активным субъектом ее реализации.

Такое участие государства осуществляется в настоящее время посредством либо административных, либо экономических методов.

Межотраслевое государственное управление посредством административных методов не требует расходования государственных средств и не предусматривает создание дополнительных материальных стимулов.

Оно базируется на силе государственной власти и включает меры:

- запрета;

- разрешения или

- принуждения.

Административные методы предусматривают создание правовой базы, экономического законодательства, регулирующего взаимоотношения субъектов экономических отношений. Любой экономический субъект обязан соблюдать правила экономического поведения, установленные государством. Вместе с тем государство не только определяет правила поведения хозяйствующих субъектов, но и следит за тем, чтобы эти нормы неукоснительно соблюдались. С этой целью государство создает соответствующие институты, обеспечивающие и контролирующие выполнение правовых норм.

Экономические методы, в отличие от административных, в процессе осуществления государственного управления связаны с использованием средств государства (государственных финансов),

Эти методы подразделяются на методы прямого и косвенного государственного регулирования.

К методам прямого воздействия на экономику относится деятельность государства в рамках государственного сектора, где оно выступает непосредственным субъектом экономических отношений.

Прямое государственное управление осуществляется средствами бюджетной политики.

За счет средств государственного бюджета государство не только финансирует отдельные отрасли хозяйства, но и поддерживает депрессивные отрасли и предприятия, которым угрожает банкротство, а также отрасли, обеспечивающие технологические прорывы и конкурентные преимущества в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Косвенные методы государственного межотраслевого управления, наряду с прямыми, в последнее время приобретают все большее значение.

К ним относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной и внешнеэкономической политики.

С помощью этих методов государство воздействует на поведение хозяйствующих субъектов, их интересы и стимулы и, в конечном счете, на складывающиеся межотраслевые пропорции.

Поэтому действие косвенных регуляторов, в отличие от прямых, носит автоматический, безадресный характер.

В условиях переходной экономики особенно велика роль государства в разработке и обосновании стратегии социально-экономического развития страны на дальнюю перспективу.

Именно в рамках этой стратегии государство должно вырабатывать конкретные способы и методы межотраслевого государственного управления, направленные на преодоление экономического спада, стимулирование экономического роста и защиту российских товаропроизводителей.

При этом имеют место особенности государственного межотраслевого управления:

- в области финансов, кредита и страхования;

- в области налогообложения и таможенного регулирования;

- в области антимонопольного регулирования;

- в области управления государственным имуществом;

- в области регулирования внешнеэкономической деятельности;

- в области охраны окружающей среды;

- в области регулирования малого бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: