Отраслевое и межотраслевое управление в РФ: понятие, сущность и различие, субъекты и сферы деятельности

В период, когда основной формой собственности признавалась государственная, а государство сосредоточивало в своих руках все функции непосредственного управления предприятиями, учреждениями и организациями страны, понятие отраслевого управления имело соответствующую этим условиям трактовку.

Под отраслевым управлением тогда понималась основанная на отраслевом принципе система специализированного централизованного управления большинством предприятий, учреждений и организаций данной отрасли (экономики, социально-культурной и иной деятельности) в тех или иных территориальных границах.

В Законе Российской Федерации о стандартизации под отраслью понимается совокупность объектов хозяйственной деятельности, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное значение.

В единую систему центрального отраслевого органа управления (по общему правилу ими являлись министерства) входили в качестве ее основных звеньев предприятия, учреждения и организации данной отрасли, а также вышестоящие над ними органы отраслевого управления.

Вышестоящие отраслевые органы представляли собой иерархию обширной власти над основными звеньями единой организационно и юридически обособленной специализированной системы управления.


Отношения по вертикали между звеньями единой системы центрального отраслевого органа строились на основе организационной и юридической подчиненности нижестоящих звеньев вышестоящим, доминировании полномочий вышестоящих над полномочиями нижестоящих.

Такая система усиливала ведомственную разобщенность в управлении, дублирование в осуществлении функций на нижестоящих уровнях, сковывала инициативу нижестоящих звеньев.

Именно на базе отраслевого управления были допущены извращения в управлении основными звеньями отраслей, которые в публицистике были неточно квалифицированы как административно-командная система, оцениваемая только в негативном смысле.

Смена социально-экономической системы и изменение роли государства в управлении обществом проявились в децентрализации управления предприятиями, учреждениями и организациями, включая такого рода объекты государственного сектора.

В этих условиях обозначилась дифференциация в представлениях об отраслевом управлении применительно к экономической и социально-культурной сферам, но сохраняются его прежние признаки применительно к отдельным отраслям административно-политической деятельности.

По отношению к экономической и социально-культурной сферам отраслевое управление можно охарактеризовать следующими положениями:

1) В данных отраслях сохранилось отраслевое управление, но структура, функции и полномочия органов управления принципиально изменились.

Федеральные отраслевые органы:

- разрабатывают предложения и участвуют в формировании государственной политики, а также обеспечивают единую техническую политику в области производства продукции отрасли;

- разрабатывают прогнозы развития и размещения предприятий подведомственной отрасли;

- разрабатывают и реализуют федеральные целевые и научно-технические программы по развитию отрасли;

- подготавливают предложения по созданию и ликвидации федеральных предприятий и организаций.

На них возлагаются функции заказчиков целевых программ, закупки продукции для государственных нужд.

2) Как о специфических формах отраслевого управления можно говорить о федеральном управлении и об отраслевом управлении субъектов РФ;

3) Предприятия, учреждения и организации, в силу их самостоятельности, не являются звеньями отраслевых систем управления, подчиненными вышестоящим отраслевым органам по всем вопросам их деятельности.

Вышестоящие органы не могут вмешиваться в основную деятельность государственных предприятий, учреждений и организаций.

В зависимости от особенностей отраслей отдельные функции отраслевого управления могут быть централизованы.

4) В системе органов отраслевого управления появилось два блока органов:

а) органы специализированных отраслей (Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.);

б) органы управления укрупненными отраслями, комплексами специализированных отраслей (Министерство промышленности и энергетики и др.).

5) Отраслевые органы субъектов РФ не являются организационными звеньями единых систем федеральных органов отраслевого управления.

6) По общему правилу, функции и полномочия отраслевого управления ориентируются на общеотраслевые проблемы, на создание благоприятных условий для функционирования предприятий, учреждений и организаций, развития профильных отраслей.

7) Местные органы министерств (федеральных служб, федеральных агентств) являются звеньями их единых систем.

В административно-политической сфере имеет место строго централизованная система управления.

В единую систему некоторых федеральных отраслевых органов входят все нижестоящие органы в качестве организационных звеньев на основе жесткой иерархии управления (управление обороной, государственной безопасностью, МВД, внешней разведкой и др.).

Следует иметь в виду, что отраслевое управление не изолировано от территориального. Эти формы управления взаимодействуют, призваны во многих случаях дополнять друг друга.

С организационно-правовой точки зрения их взаимодействие может осуществляться по разным каналам и в различных формах:

- в разработке и реализации региональных и отраслевых программ;

- в согласовании вопросов территориального размещения объектов и т.д.

В последние годы все чаще используется договорная форма обеспечения их взаимных интересов.

Не случайно в нормах действующего законодательства об организации исполнительной власти говорится не об отраслевых и межотраслевых органах, а об органах, действующих в тех или иных сферах.

Государственное межотраслевое управление осуществляется на основе использования следующих методов:

- административные методы управления;

- экономические методы управления;

- прямое государственное управление;

- косвенное государственное управление;

- стратегия социально-экономического развития.

Современная рыночная экономика не может функционировать эффективно без вмешательства государства.

Для поддержания стабильности экономического развития и смягчения циклических колебаний государство должно регулировать размер совокупного спроса и накопления, участвовать в распределении ресурсов и валового внутреннего продукта, проводить активную денежную политику, принимать участие в развитии ключевых отраслей промышленности, создании экономической и социальной инфраструктуры, решении социальных проблем.

Все это обусловило формирование государственного межотраслевого управления, которое в настоящее время представляет систему мер законодательного, регулирующего и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами в целях регулирования макроэкономических пропорций и поддержания устойчивого и динамичного развития общественного производства.

Межотраслевое государственное управление существенно отличается от поддержки государством развития отдельных отраслей, которое существовало до этого.

Объектом межотраслевого управления является уже не отдельная отрасль, а национальное хозяйство в целом, представляющее собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности.

Одновременно государство превращается в экономический субъект, действующий на уровне общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: