По мнению экспертов, для получения оперативной информации о состоянии дел на производстве менеджеру необходимо получить ответы на так называемые вопросы-индикаторы.
Каков процент загрузки производственных мощностей?
Показатель становится критическим, если загрузка производства составляет менее 50% или, что еще хуже, менеджеры не могут ответить на этот вопрос.
Какова доля аварийных ремонтов от общего числа ремонтов на предприятии?
Если она составляет 30% и более, то следует обратить внимание на состояние системы управления ремонтами, иначе количество аварийных ремонтов будет постоянно расти, а планирование производства превратится в абстрактное понятие.
Есть ли на предприятии нормативы затрат на большинство необходимых ресурсов? Обновляются ли они в связи со сменой оборудования или технологии?
Если нет, то это значит, что менеджмент предприятия имеет возможность бесконтрольно использовать средства и завышать суммы расходов.
Учитывают ли менеджеры разницу между планируемыми и реальными потребностями финансирования бизнеса?
|
|
Если ответ отрицательный, то возможен недостаточный уровень финансирования и, вполне вероятно, неконтролируемый рост кредиторской задолженности.
Существует ли на предприятии приоритет платежей?
Положительный или отрицательный ответ на вопрос хорошо характеризует существующую систему управления финансами.
Имеется ли на предприятии просроченная кредиторская задолженность?
Просрочка в значимых объемах платежей более чем в 30 дней уже представляет для компании угрозу потери собственности.
Каково отношение потерянных за определенный период времени клиентов по отношению к их общему числу?
Если доля клиентов, ушедших к конкурентам, составляет свыше 10%, то это тревожный признак.
Каковы динамика и структура продаж, а именно, чему равен показатель роста продаж на одного клиента?
Симптомом болезни может служить отсутствие роста продаж, а нормальным структурным соотношением принято считать правило «20% клиентов делают 80% объемов продаж». Если пропорция составляет, например, 10%: 90%, то компания становится финансово зависимой от небольшой части своих контрагентов и возрастет финансовый риск. Если же пропорция меняется в сторону увеличения количества клиентов, например, 50%: 50%, то это означает, что компания распыляет свои усилия или недостаточно внимательна к потребностям клиентов.
Какова текучесть кадров на вашем предприятии?
Если показатель текучести примерно 30% от общего числа сотрудников за год — это явный признак нездоровья бизнеса. Если же цифра поднимается до 50% и выше (особенно если из фирмы уходят специалисты, отвечающие за основной бизнес-процесс), то налицо кризис.
Все перечисленные вопросы-индикаторы могут дать менеджеру оперативную информацию о состоянии бизнеса и вовремя сигнализировать о возможной «болезни».