Практика

Более сложным принципом построения кривых спроса на ту или иную продукцию является использование кривых безразличия и бюджетных линий.

Что такое кривые безразличия и как их построить? Вспомним, как не так давно мы покупали продовольственные заказы к празднику. Обычно нам предлагали на выбор несколько вариантов этих заказов. Причем составлялись они таким образом, чтобы быть равноценными, несмотря на различный состав включенных продуктов.

Для упрощения анализа представим, что в каждый набор входит только два продукта — масло и сыр, и составим таблицу равноценных для нас количеств обоих продуктов:

Масло, кг......... 4,0 2,5 1,5 1,0 0,5

Сыр, кг.......... 0,5 1,0 1,5 2,5 4,0

На основании этой таблицы наших вкусов (набор по вертикали нам безразличен) построим график, или так называемую кривую безразличия. Все соотношения количеств масла и сыра, лежащие на этой кривой, для нас равноценны (рис. 3.10).

Взяв другие возможные варианты сочетания продуктов, мы можем составить карту безразличия, которая представляет собой семейство кривых безразличия при различных количествах предлагаемых товаров. На рис. 3.10, б изображены четыре кривых безразличия, однако в принципе кривая может быть проведена через любую точку.

Обратим внимание, что, увеличивая потребление сыра, покупатель готов отказаться от все меньшего и меньшего количества масла: при переходе от точки А к точке Б — от 1,5 кг масла ради дополнительных 0,5 кг сыра, от точки Б к точке В — лишь от 1 кг масла и т.д. Количество товара X, от которого мы готовы отказаться ради увеличения потребления товара У на единицу, называется предельной нормой замещения товара У товаром X.

3,9

где MRS — предельная норма замещения (от англ, marginal rate of substitution).

В нашем примере предельная норма замещения будет составлять при переходе от точки А к Б -3 и далее -2; ; .

Исходя из норм замещения можно определить, более или менее значительным является один товар относительно другого для потребителя и насколько он готов отказаться от одного товара ради увеличения потребления другого. На рис. 3.11, а, б показаны предпочтения двух потребителей, А и Б, в отношении масла и сыра: А отдает предпочтение маслу, в то время как Б — сыру.

Теория потребительского выбора широко используется фирмами при разработке новых видов продукции, совершенствовании уже производимых. Для принятия решения об улучшении выпускаемых изделий надо учитывать не только необходимые для этого дополнительные затраты, но и потребительские предпочтения. Какое из

свойств товара является более значимым для потенциальных покупателей? На что следует обратить особое внимание?

Например, для фирмы, выпускающей обувь, надо знать, что является для потребителей более важным в новых моделях: долговечность, удобство, фасон, цвет кожи? Как правило, фирма проводит опрос среди возможных покупателей. Кривые безразличия по всем четырем указанным параметрам обуви, рассчитанные для каждого опрашиваемого, позволят выявить предпочтения большинства из них и определить, во что следует вкладывать средства в первую очередь. Может быть, инвестиции в разработку более удобных моделей потребуются меньшие, чем в дизайн. Однако если потребители отдают явное предпочтение дизайну, средства следует вкладывать в первую очередь туда.

Бюджетные линии

Склонность потребителя к покупке того или иного товара еще не означает, что он этот товар купит. Если он явно предпочитает масло сыру, но цена на

масло очень высока, потребитель купит сыр. Ограничивают потребление два фактора: цена и доход потребителя.

Предположим, что в нашем распоряжении имеется 4000 руб., которые мы потратим на покупку масла и сыра. Допустим, что цена масла составляет 1000 руб. за 1 кг, а сыра — 500 руб. Тогда мы можем графически изобразить бюджетную линию, т.е. все возможные варианты сочетания покупок масла и сыра, сумма затрат на которые равна 4000 руб.

Любая точка, лежащая на прямой (рис. 3.12), удовлетворяет уравнению:

3.10

где Р M, Рс — цены масла и сыра, руб/кг; I — доход потребителя, руб. (англ, income)

Мы можем купить 3 кг масла и 2 кг сыра (3x1000+2x500=4000), а также 1 кг масла и 6 кг сыра (1x1000+6x500=4000) и т.д. При любом возможном сочетании на прямой количеств закупок этих двух продуктов мы потратили свой доход в 4000 руб. Иными словами, мы

можем выбрать любое сочетание количеств масла и сыра, однако какое же конкретно мы выберем?

Чтобы ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете, мы должны знать, какой из наборов продуктов мы предпочтем. Наши предпочтения выражаются через кривые безразличия. Вопрос в том, какую точку на кривой безразличия мы выберем. Эта точка должна быть точкой пересечения кривой безразличия и бюджетной линии. Очевидно, это будет точка X на рис. 3.13.

Мы не выберем У или Z, ибо они лежат на кривой безразличия А, находящейся ниже кривой безразличия В, а потому приносят меньше удовлетворения; с кривой безразличия С бюджетная линия не имеет общих точек. Поэтому можно сделать вывод, что мы в своем выборе остановимся на точке, где бюджетная линия является касательной к кривой безразличия. Мы купим 2 кг масла и 4 кг сыра.

Построим кривую спроса на сыр для отдельного потребителя. Что произойдет, если цена сыра изменится с 500 до 600, 700, 800, 900 и 1000 руб. за 1 кг? Бюджетная линия будет иметь другой вид, и потребитель будет приобретать уже иное количество масла и сыра при том же доходе в 4000 руб. (рис. 3.14).

Исходя из данных о спросе на сыр при различных его ценах получим график спроса на сыр со стороны выбранного нами потребителя.

Зная данные о спросе на сыр со стороны отдельных покупателей, мы можем получить рыночную кривую спроса на сыр, суммировав количество сыра, которое будет приобретено отдельными лицами при всех возможных уровнях цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: