Общественный характер цены проявляется в том, что цена – это воплощение общественно необходимых затрат труда, которые представляют собой экономически обоснованные издержки производства по сложившемуся уровню техники, технологии, организации производства, квалификации и культуры труда. Общественно необходимые затраты труда зависят от уровня развития производительных сил от общественной структуры производства, от пропорций в разделении труда между производством различных видов товара.
Как денежное выражение стоимости всего общего продукта цена должна возмещать следующие виды затрат:
1. на производство и реализацию продукции;
2. на оплату производственных фондов;
3. на увеличение основных и прирост оборотных фондов;
4. на оплату трудовых ресурсов;
5. на воспроизводство и охрану природных ресурсов;
6. на материальное стимулирование и социально-культурные нужды;
7. на содержание государственного аппарата.
Цена как мера стоимости состоит из двух элементов:
|
|
1) Меновая стоимость – это количество общественно необходимых затрат труда;
2) Потребительская стоимость – это полезность, качество товара.
Механизм ценообразования проявляется через динамику цен. Динамика может носить тактический и стратегический характер. Стратегическая динамика – это изменение цен в длительной перспективе. Под ее влиянием происходят межотраслевые переливы капитала. Тактическая динамика проявляется под воздействием рыночной конъюнктуры.
Выделим следующие особенности цен как стоимостных измерителей:
l цены не имеют естественных эталонов;
l для цен характерна нестабильность;
Любая цена включает в себя определенные элементы. В зависимости от вида цен, состав этих элементов может меняться.
Таблица состава и структуры цены.
Плановая полная себе-стоимость продукции | Плановая прибыль предприятия | Акцизы | НДС | Издержки и прибыль сбытовых организаций | Издержки и прибыль торговых организаций |
Оптовая цена предприятия | |||||
Отпускная цена предприятия | |||||
Отпускная цена предприятия с НДС (Покупная цена оптового посредника) | |||||
Продажная цена оптового посредника (Покупная цена предприятия торговли) | |||||
Розничная цена товара |
Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадает с отпускной, и структура цены упростится. Зная структуру цены, производимой предприятием продукции, можно выяснить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль, косвенные налоги. На основе этого определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, выбирается метод ценообразования.
|
|
Для предприятий основным по значимости элементом в составе цены является себестоимость. Себестоимость – это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции.
При обосновании конкретной цены на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. При этом перечень статей затрат, их состав и методы распределения по изделиям устанавливаются отраслевыми инструкциями.
К числу основных калькуляционных статей относят:
1) материалы на изготовленные продукции;
2) зарплата производственных рабочих;
3) накладные расходы;
4) прочие прямые затраты.
В данном перечне выделяют три составляющие: прямые материалы, прямую зарплату и накладные расходы.
Затраты принято подразделять на два вида: постоянные и переменные. Постоянные (накладные) – затраты, размер которых не зависит от обычных колебаний объема выпуска и выручки от оборота. Так, фирма должна ежемесячно платить за аренду помещения, теплоснабжение, выплачивать проценты, заработную плату администрации и т.д. Переменные же издержки непосредственно зависят от объема выпуска. Это, в основном, - затраты на сырье и заработную плату.
В нашей стране базой при формировании цен служат общие или полные затраты.
Существует альтернативный традиционному методу подход к калькулированию себестоимости. В соответствии с ним себестоимость изделия включает в себя только прямые переменные затраты. Другие виды затрат, которые по своей экономической сути составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки.
Другим важнейшим элементом цены является прибыль. Прибыль – это форма дохода, полученного после того, как продукт будет реализован по установленной цене.
Возмещение затрат оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок, в которых учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации и т.п.
Важное место в составе цены занимают налоги. По своей организационно-экономической сути налог – это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с доходов предприятий. В состав цены включаются следующие виды налогов: НДС, акцизы, ЕСН.
Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д.) и продаваемых товаров.
Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только вести изменения в уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен.
Это объясняется тем, что во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного механизма хозяйствования.