Процессный подход к управлению

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.

Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:

·основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;

·обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.);

·управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.

Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.

Наибольшую трудность в понимании, что такое процессный подход в управлении, вызывает само понятие «процесс». В рус­ском языке это слово имеет много значений и оттенков. К при­меру, в терминах 150 9000:2000 дается следующее определение: «Процесс — совокупность взаимосвязанных или взаимодейству­ющих видов деятельности, преобразующая "входы" в "выходы"». Процессы являются одним из элементов системы управления. Деятельность каждой организации представляет собой цепочку процессов — от маркетинговых исследований, планирования до продажи и послепродажного обслуживания.

Процессный подход основывается на концепции, согласно которой управление — это непрерывная взаимосвязь действий и Функций. Таким образом, процессный подход в управлении — это процесс формирования целей и способов их достижений, дея­тельность, ограниченная в пространстве и во времени, требую­щаяся для реализации комплекса управленческих ресурсов. К ре­сурсам, необходимым для осуществления процессов управления социально-экономическими системами, относятся информация, человеческие ресурсы, финансы, время, организационно-адми­нистративные и материально-технические ресурсы.

Все процессы в управлении подразделяются на основные и вспомогательные. Основные процессы связаны с производством и движением продукции. Они заключены в поиске и использова­нии маркетинговой информации, в проекте, в создании матери­ального объекта (детали, товара, программного продукта, услуги и т. д.). Вспомогательные процессы предназначены для обеспече­ния основных процессов и охватывают: процесс подготовки, обучения и аттестации персонала; процесс управления документа­цией, регламентирующей деятельность организации в целом и ее отдельных подразделений; процесс/процессы обеспечения (сер­висное обслуживание оборудования, обеспечение энергоресур­сами, а также финансовое, информационное, РR-обеспечение и т. п.).

Процессный подход как часть системного подхода требует оценки комплекса ограниченных ресурсов. При этом «ограни­ченность» рассматривается не как «дефицит», а как рациональ­ный или оптимальный комплекс ресурсов, необходимый для по­лучения желаемого результата. Необходимым условием процесса управления развитием организации является формирование по­тенциала ресурсов как неиспользуемый резерв. Резервы управ­ленческих ресурсов как неиспользуемые возможности по объему, составу, бюджету должны соответствовать стратегическим про­граммам развития организации, гарантировать устойчивость к изменениям внешней и внутренней среды.

Для процессного управления необходимы механизмы и тех­нологии управления. Оценка качества процессов управления как процессов принятия и реализации управленческих решений осу­ществляется по показателям результативности и эффективности. При этом анализ эффективности процессов управления требует рассмотрения управленческих ресурсов как инвестиций, исполь­зование которых приводит к приросту экономического эффекта в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: