Менеджер (англ. manager, от manage — управлять) — это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
·к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного подразделения или программно-целевой группы;
·руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела);
·руководителю по отношению к подчиненным;
·администратору любого уровня управления, организующему работу в соответствии с современнымиметодами;
·специалисту по управлению производством;
·предпринимателю-организатору в определенной сфере;
·члену руководящего состава фирмы, наделенному исполнительной властью и осуществляющемуопределенные ему функции.
Таким образом, менеджеры занимают различные позиции в организации, решают далеко не одинаковыезадачи, выполняют разные функциональные обязанности.
Организация не может существовать без менеджеров, так как они выполняют следующие функции:
·устанавливают связи между отдельными операциями в организации;
·обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
·осуществляют руководство коллективом организации или подразделения;
·выступают в роли лидера, способного вести за собой подчиненных, используя авторитет, высокий профессионализм и положительные эмоции;
·разрабатывают и реализуют стратегию и тактику деятельности организации;
·несут ответственность за результаты деятельности организации или подразделения;
·обеспечивают интересы лиц или органов, которым принадлежит организация;
·выполняют роль основного звена по связи организации с внешним окружением (властью, партнерамии т. д.);
·создают коллектив и направляют его развитие в нужное русло, воспитывают членов коллектива, обладая высокими нравственными качествами;
·выступают в роли инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющего ценить и безпромедления внедрять в производство (коммерцию) то или иное изобретение или ноу-хау;
·генерируют идею, находят в ней сильные и слабые стороны, стремятся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины;
·анализируют, оценивают сделанное, намечают и реализуют меры по улучшению положения дел;
·представляют организацию в различных мероприятиях. Функции менеджера как и ситуации, в которыхони реализуются, разнообразны, тем не менее можно выделить три основные.
Во-первых, менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решитьсяна то, чтобы повести руководимый им коллектив в определенном направлении.
Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и внеорганизации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия,выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым люди готовы идти.
В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач данные функции могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем организации (подразделения).
Причем какую бы управленческую функцию руководитель ни выполнял в определенный момент времени, все остальные функции присутствуют в его текущих действиях в виде интеллектуальных операций, условий, способов или средств деятельности, т. е. простым перечислением управленческих функций нельзя определить действительную сущность деятельности руководителя.
Менеджеров традиционно подразделяют на три уровня, или звена: низшее, среднее и высшее (рис. 7.1).
Менеджеры низшего звена (младшие начальники) руководят непосредственно рабочими и другимиработниками (не управляющими). Их напряженная работа характеризуется частыми переходами от однойзадачи к другой. Временной период для реализации решений весьма короткий.
Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Они обычновозглавляют в организации крупные подразделения и являются своего рода буфером между руководителями высшего и низшего звеньев.
|