Основное задание менеджеров заключается в создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой взнос в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными неудобствами.
Содержанием деятельности менеджера является процесс реализации функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля.
Исследования показывают, что значимость разных функций управления в деятельности менеджеров разных уровней неодинакова. Да, менеджеры высшего уровня тратят больше времени на планирование, на низшем же уровне управления наиболее важная функция мотивации. В то же время менеджеры всех уровней управления тратят почти в два раза больше времени на планирование, чем на организацию, координирование, мотивацию и контроль вместе взятые.
Управленческая деятельность предусматривает деление функций, полномочий, ответственности.
Менеджер выполняет следующие функции:
- администраторскую;
- стратегическую;
- экспертно–консультативную;
- представительскую;
- воспитательную;
- психотерапевтическую;
- коммуникативно–регулирующую;
- инновационную;
- дисциплинарную.
Да, в роли администратора менеджер выполняет свои полномочия для обеспечения движения системы в соответствии с целями организации и общества в целом.
Выполняя администраторскую функцию менеджер разрабатывает и реализует кадровую политику, в частности, комплектует штаты, осуществляет отбор, учебу, расстановку и перемещение кадров. К тому же, менеджер реализует все функции управления. Особенную роль при этом играет стратегическое планирование и контроль.
В основе стратегической функции заключаются планирования и прогноз возможных событий как в сфере деятельности конкретного менеджера, так и относительно организации в целом. Реализация этой функции связана, с одной стороны, с установлением ближайших планов, с другим –для определения работы на перспективу.
Определяют три направления реализации экспертно–консультативной функции:
– реализация профессиональной компетентности;
Профессиональную компетентность менеджера обусловливает эффективность его действий не только в производственно–экономической, коммерческой сферах функционирования организации, но и относительно сферы межличностных отношений.
– делегирование полномочий – передача менеджером отдельным подчиненным некоторых своих прав и ответственности, которые касаются выполнения тех или других заданий;
– использование в повседневной работе менеджера элементов консультирования подчиненных, проведения с ними собеседований и т.п. Осуществляя представительскую функцию, менеджер представляет свой коллектив на разных уровнях внутри организационной вертикали и горизонтали. Возможен также и межорганизационный вид реализации данной функции: представительство своей организации во взаимоотношениях с внешними партнерами.
Воспитательную функцию менеджер осуществляет путем его реальных повседневных поступков.
Основу воспитательной функции составляют:
- принцип единственной морали, который значит признание менеджером того обстоятельства, что моральные нормы, на которые надлежит ориентироваться людям в повседневной жизни (в частности – в самой организации), следует применять в абсолютно ровной степени как руководителям, так и подчиненным;
- единство слова и дела менеджера;
- использование фундаментальных законов социальной учебы людей;
- адаптация рабочих к коллективу;
- культура внутриорганзационных отношений;
- создание и поддержка в коллективе позитивных традиций.
Выполняя психотерапевтическую функцию, менеджер создает атмосферу психологического комфорта в коллективе, основными элементами которого являются:
- ощущение безопасности у рабочих;
- отсутствие у рабочих беспокойства за будущее;
- оптимистичный взгляд на события, которые происходят в коллективе;
- желание хранить членство в организации;
- уверенность в поддержке и защите со стороны руководства и коллег в сложной ситуации.
Сущность коммуникативно–регулирующей функции менеджера заключается в регуляции и координации индивидуальных усилий членов организации с последующей трансформацией и переводом в единственный упорядоченный организационный процесс.
Выделяют следующие сферы коммуникативного взаимодействия руководства с персоналом:
- наем на работу (цель коммуникации в данном случае – убедить потенциального рабочего в преимуществах работы на данном предприятии, а также получить определенное впечатление о претенденте на работу);
- ориентация (цель коммуникации – обеспечение рабочего необходимой информацией о его рабочих функциях и ролях в организации);
- индивидуальная оценка (с помощью коммуникации менеджер сообщает подчиненному свою оценку его вклада в деятельность предприятия);
- личная безопасность (коммуникация позволяет предоставить рабочим информацию о мероприятиях и ступней их безопасности в трудовом процессе);
- дисциплина (цель коммуникации – ознакомление рабочего с правилами и инструкциями предприятия). К причинам неэффективных коммуникаций можно отнести: неблагоприятный социальное – психологический климат в коллективе; личные аспекты;
- неполнота информации, которая воспринимается; плохая структура сообщений; слабая память; отсутствие обратной связи.