Обострение социальных противоречий

В ходе замены мануфактурного производства фабричным происходят глубокие изменения в содержании и характере труда. Виртуозное мастерство ремесленников вытесняет­ся однообразным механическим трудом. Рабочая сила становится товаром, а сам рабочий — живым придатком машины. Стремительными темпами растет городское население. Рыночные отношения приобретают всеобщий характер. На смену личной зависимости приходит вещная. Наемные рабочие все острее осознают свое отчуждение от того, что создано с помощью их рук и противостоит им в качестве капитала. Периодически повторяющиеся экономические кризисы перепроизводства стано­вятся ярким проявлением внутренней противоречивости исторического развития капитализма.

Экономические кризисы перепроизводства, обострение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией все настойчивее ставят вопрос об исторических судьбах капитализма. Феодальный, мелкобуржуазный, «истинный», консервативный и критически-утопический социализм предлагают свои рецепты решения обнажившегося социального конфликта. Пытаясь преодолеть разрыв между идеальными представлениями о справедливости и прозаической реальностью, они пытаются раз­решить коллизии буржуазной жизни путем создания умозрительных конструкций. Неудивительно поэтому, что для большинства таких теорий характерны элементы романтизма и утопизма.

Определенным этапом эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Жана Шарля Лео-нара Симонда де Сисмонди (1773—1842). Он учился в Женевском университете. Жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд — «Новые начала политической экономии» (1819). Он выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центре экономического учения Сисмонди ставил распределение, от которого зависит потребление и производство. Считал, что политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социального механизма ради счастья человека.

Идею создания будущего общества, каждый в своем понимании, выдвинули социалисты-утописты Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772—1837) — Франция и Роберт Оуэн (1771 —1858) — Великобритания. Они выступили с критикой капитализма и требованиями реорганизации производства, распределения и потребления, отмены частной собственности, ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом, установления справедливой социальной системы. Последнюю Сен-Симон назвал индустриализмом, Фурье — гармонией, Оуэн — коммунизмом. Они были против революции и политической борьбы.

Клод Анри Ревруа де Сен-Симон (1760–1825) — легендарная личность. Он участвовал: и в Американской революции, и во Французской револю­циях. В 1802 г. Сен-Симон публикует «Письма женевского обитателя к современникам», а позднее сборники — «Индустрию» (1817–1818) и «Организатор» (1819–1820).

Автор последовательно проводит идею о прогрессивном развитии человеческого общества и превращения политики в позитивную науку об организации индустриальной системы. Мир людей, считал Сен-Симон, опирается на промышленность, общество сильно деятельностью тех, кто занят в промышленности, науке, сфере производства. Если общество останется без чиновников, священников, дворян, никакого серьезного ущерба для государства не будет. Но если потеряет своих главных промышленников, банкиров, ученых – превратится в безжизненный организм.

В отличие от классиков во главу угла ставит распределение не доходов, а собственности. Преодолеть социальное неравенство можно посредством справедливого распределения основных материальных благ.

Мечты о будущем обществе Шарль Фурье (1772–1837) связывал с идеей привлекательности труда. Главные экономические пороки цивилизации, по его мнению, заключаются в том, что лишь одна треть населения занята производительным трудом, да и та испытывает к нему обычно отвращение. Остальная же часть населения является «паразита­ми»: домашними, социальными или обслуживающими общество (“допол­нительными”). Для замены «цивилизации» «гармонией» необходимо, по мнению Ш. Фурье, придание труду привлекательного характера. Это мож­но обеспечить разнообразием труда в рамках фалангпроизводительно-потребительных коопераций, объединяющих по 1600–1800 человек. Переход к устройству фаланстеров предполагался исключительно мирным путем и исключительно на средства заинтересованных богатых лиц.

Любопытно, что идея Ш. Фурье оказалась способной вдохновить не одно поколение энту­зиастов

Роберт Оуэн (1771-1858) С 10 лет начинается его тру­довая деятельность, а в 20 лет он уже менеджер в Манчестере. Удачная женитьба на дочери владельца бумагопрядильной фирмы позволила получить кредиты для выкупа у тестя предприятия в шотландском городе Нью-Ланарке. На этой фабрике он заводит новые порядки: 10-часовой рабочий день (вместо 13), активно занимается улучшением быта рабочих, организует первый в Британии сад-ясли, школу для детей рабочих, устанавливает минимальный возраст работающих – 10 лет. Произ­водственная дисциплина поддерживается на предприятии с исполь­зованием морального стимулирования.

Оуэн не ограничивается своим бизнесом и выступает с широкой программой реформ. В 1813 г. он начинает пропаганду национальной организации трудового воспитания, в 1815 г. публикует «Замечания о влиянии фабричной системы», в 1817 г. выступает с программой ради­кальной перестройки общества путем создания «поселков общности и сотрудничества». Однако попытки реализовать на практике социали­стические идеи путем организации трудовых колоний потерпели пол­ный провал (1825–1827 — колония Орбистон, близ Глазго; 1828–1834 — колония Новая гармония в Индиане, США).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: