Технико-экономическая характеристика сельскохозяйственных машин

ТЕМА 7. ЭКОНОМИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

Любая машина состоит из конструктивных и неконструктивных элементов. К конструктивным элементам в тракторах и сельскохозяйственных машинах относятся рамы, блоки, валы, шестерни, подшипники, болты, прокладки, шайбы, баки, трубопроводы, ремни, кожухи и другие детали, которые представлены физически в виде отдельных деталей и сборочных единиц, имеющих различные ресурсы, технические и экономические параметры.

К неконструктивным элементам относятся сборка, регулировка, окраска, смазка и др., обеспечивающие нормальное функционирование всех конструктивных элементов при работе машины и делающие машину годной — способной выполнять свои функции или заданные процессы в пределах допустимых отклонений по качеству и экономичности в течение оптимального ресурса или срока службы.

Годность готовой машины равна сумме годности ее конструктивных и неконструктивных элементов, которые могут быть возобновляемыми и невозобновляемыми полностью или частично путем проведения необходимых операций по техническому обслу­живанию и ремонту.

Ремонтопригодность — свойство машины (элемента), заключающееся в ее приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и повреждений путем проведения технического обслуживания или ремонта.

Долговечность — свойство машины (элемента) сохранять работоспособность до наступления предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и устранения отказов.

Ресурс (срок службы) машин или других объектов (средний ресурс и средний срок службы машин) — экономически целесообразная продолжительность эксплуатации машины до предельного состояния, т. е. до замены новым экземпляром такой же машины. При определении ресурса (срока службы) машины или ее отдельных конструктивных и неконструктивных элементов необходимо установить такой ресурс (или срок), при котором потребитель будет нести минимальные затраты и потери на единицу продукции или единицу выполненной работы.

При использовании машин по прямому назначению в производственных условиях они подвергаются физическому и моральному износу.

Физический износ проявляется в постоянной утрате машиной технико-экономических свойств и, следовательно, в утрате потребительской стоимости, которая по мере использования переносится на производимую продукцию. Физический износ может быть двух видов. Физический износ I вида наступает в результате использования машины по прямому назначению, что сопровождается изнашиванием деталей и сборочных единиц машины, на­ходящихся в определенной взаимосвязи друг с другом. Физический износ II вида наступает при хранении машины, в процессе которого металл, резинотехнические, пластмассовые и другие из­делия подвергаются коррозии, старению, теряют свои первоначальные свойства или разрушаются.

Существуют два метода определения физического износа машин и оборудования:

1) по фактическому техническому состоянию машины, ее агрегатов, узлов и деталей, которое устанавливается с помощью современных методов и средств технического диагностирования;

2) по сроку службы. В данном случае физический износ (Иф) определяют по формуле


где Тф и Тн — фактический и нормативный сроки службы машины, лет; Л — лик­видационная стоимость машины, % к балансовой стоимости.

Моральный износ — это преждевременное (до окончания нормативного срока физического износа) отставание машины или оборудования по своим техническим характеристикам и экономической эффективности от выпускаемых новых машин и оборудова

ния. Моральный износ имеет две формы.

Моральный износ I формы наступает при внедрении в машиностроении и обслуживающих его отраслях новых технологических процессов, повышающих производительность труда и снижающих стоимость производства машин и оборудования, т. е. вследствие сокращения общественно необходимых затрат на их воспроизводство. Моральный износ II формы проявляется при производстве машин и оборудования одного назначения, но более совершенных, экономичных и производительных.

Наряду с восстановлением машин в натурально-вещественной форме осуществляется их «экономическое восстановление» — возмещение износа машины или оборудования по стоимости через систему амортизации.

Амортизация — это плановый процесс накопления денежных средств для возмещения выбывших в результате полного износа машин и оборудования на протяжении всего срока их функционирования.

Размеры амортизационных отчислений (накоплений) устанавливаются в процентах к балансовой стоимости машин и называются нормами амортизационных отчислений. В расчет амортизации берется новая восстановительная стоимость машин после их переоценки. Норма амортизационных отчислений дифференцирована и определяется по формуле, %,

где Св — восстановительная (первоначальная) стоимость машины, руб.; С0 — остаточная стоимость машины, руб.; Т — планируемый срок службы, лет.

В зависимости от типов машин и оборудования, применяемых в АПК, производственных условий, качественного уровня выпускаемой техники, интенсивности ее использования могут применяться различные методы амортизации: пропорциональный, ускоренный или регрессивный. На большинстве предприятий АПК применяется пропорциональный метод с использованием утвержденных норм амортизационных отчислений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: