Социально-психологический институционализм Т. Веблена

Зарождение социально-институционального направления относят к 1899 г., когда в США вышла монография доктора философии из Йельского университета Торстейна Веблена (1857–1929) «Теория праздного класса» [5]. Впоследствии он опубликовал такие книги, как «Инстинкт мастерства» (1914), «Инженеры и система цен» (1921), «Собственность отсутствующего» (1923) и др.

Веблен отверг попытки экономистов упростить действительность и свести поведение человека к стремлению достигнуть максимума полезности, которое можно описать системой уравнений. «Человека нельзя представить в качестве молниеносного вычислителя удовольствий и неприятностей» – писал он. Экономическое поведение людей, по его мнению, объясняется многими причинами. Здесь наряду с врожденными склонностями, такими как инстинкт подражания, стремление к соперничеству, родительское чувство, любознательность, стремление к знанию и т.п., действуют социальные институты: обычаи, традиции, нормы поведения и т. п., закрепленные большей частью в виде правовых установлении или общественных учреждений.

Критикует Веблен и индивидуалистический метод «робинзонад», использовавшийся его предшественниками. Изучать нужно не столько действия индивидуума, сколько коллективные действия, осуществляемые на основе и в рамках групповых институтов – профсоюзов, предпринимательских объединений, политических партий и т.п. Важно соотносить экономические теории с основными типами экономических субъектов: землевладельцев, рабочих, капиталистов и инженерно-технических работников. Их роль неодинакова на разных этапах существования экономики.

Острие своей критики Веблен обращает против концепций равновесия. Их авторы переносят на экономику методологию физических наук. Но в экономике нет деления на статику и динамику. Экономика – наука о динамических процессах. Он решительно возражал против центрального тезиса неоклассической теории благосостояния, согласно которому совершенная конкуренция при некоторых ограничениях ведет к оптимальным результатам.

Веблен считал, что сложившиеся «институты» – это результаты процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени. Отсюда вытекает необходимость их обновления в соответствии с законами эволюции и требованиями настоящего времени, т.е. с привычными способами мышления и общепринятым поведением.

Свою убежденность в эволюционном преобразовании общества Веблен основывал на своеобразном преломлении теории эволюции природы Дарвина. Он пишет: «Жизнь человека в обществе точно также, как и жизнь других видов, – это борьба за существование, а следовательно, это процесс отбора и приспособления. Эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов».

Капитализм, по взглядам Веблена, прежде чем покинуть историческую арену, проходит две стадии. На первой собственность и власть находятся в руках организаторов производства. Затем происходит разделение этого прежде единого класса на владельцев капитала (бизнес) и организаторов производства (индустрию). Бизнес подчиняет себе индустрию. Владельцы капитала заинтересованы только в прибыли на свой капитал, который они не вкладывают в производство, а лишь предоставляют в кредит. Источником их дохода служит не реальный сектор, а ценные бумаги, обращающиеся в финансовой сфере. В этом смысле владельцы капитала составляют праздный класс. Производительным классом являются рабочие, а также организаторы производства и технические специалисты, не имеющие своего капитала и использующие предоставленные в кредит средства праздного класса. Целью производительного класса является повышение эффективности производства и увеличение богатства общества.

Господство праздного класса ведет к чрезмерной роли кредита в функционировании всей экономики. Значительная часть капитала используется в спекулятивных целях и не идет на развитие производства. Возникает кредитная инфляция, за которой неизбежно следует требования немедленного погашения ссуд. Итог – массовые банкротства и депрессии, которые по своей продолжительности намного превышают периоды подъема экономики.

Основным противоречием капитализма является, по Веблену, противоречие между производительным классом (индустрией) и классом собственников (бизнесом). Противоречие между индустрией и бизнесом является причиной всех пороков капитализма. Для переустройства общества, по Веблену, необходимо передать власть технической интеллигенции посредством всеобщей забастовки инженерно-технических работников. В результате установится технократия, т.е. власть инженерно-технического персонала. Собственность на капитал примет акционерную форму и, тем самым, перестанет быть частной собственностью.

Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса

Второе дыхание институциональному направлению придала книга профессора Висконсинского университета Джона Р. Коммонса (1862–1945) «Институциональная экономика. Ее место в политической экономии» (1934), в которой обсуждалось влияние на экономическое поведение «коллективных действий». Кроме того, им опубликованы другие крупные работы – «Правовые основания капитализма» (1924) и «Экономическая теория коллективных действий» (1950).

В своих исследованиях Коммонс соединял теорию предельной полезности с «юридической концепцией в экономике». Все недостатки рыночной системы он видел в несовершенстве юридических норм. Оно приводит к «нечестной конкуренции». Решение этой проблемы возможно, по его мнению, путём совершенствования законов и использования государственных юридических органов для контроля за их соблюдением.

Особое внимание Коммонс уделял роли корпораций, профсоюзов и политических партий в процедуре установления согласованности в действиях индивидов. Он ввел понятие «действующего коллективного института» как регулятора экономического поведения людей.

Согласно «теории социальных конфликтов» Коммонса, общество состоит из профессиональных групп (рабочих, капиталистов, финансистов и т.д.). Они заключают между собой равноправные сделки на основе законодательных правил. В процессе взаимодействия эти группы вступают между собой в конфликт. Конфликты являются внутренним источником развития общества. Сделки включают три момента: 1) конфликт интересов, 2) осознание взаимозависимости этих конфликтных интересов, 3) разрешение конфликта путем установления соглашения, устраивающего всех участников сделки. Роль арбитра берут на себя правовые структуры государства. Но государство - это не только арбитр, но и сила, принуждающая к выполнению принятых по договору обязательств. Преодоление конфликтов посредством юридических процедур и их совершенствование ведет к социальному прогрессу. В итоге существующий порядок сменится не технократизмом, а административным капитализмом.

Коммонс предложил свою периодизацию стадий развития капитализма. Первоначально существовал торговый капитализм. Ему на смену приходит предпринимательская стадия. Затем следует банковский (финансовый) капитализм и, наконец, административный капитализм. На стадии финансового капитализма возникают крупные объединения предпринимателей и профессиональные союзы. Каждые объединения добиваются привилегий для своих членов. В результате возникает «гармония интересов», усиливающаяся на стадии административного капитализма. Специальные правительственные комиссии являются верховным арбитром при заключении сделок между "коллективными институтами".

Коммонс вводит в научный оборот категорию «титул собственности». Он делит собственность на три вида: вещественную, невещественную (долги и долговые обязательства), неосязаемую (ценные бумаги). Именно неосязаемая собственность чаще всего является содержанием «сделок с титулами собственности». Поэтому главным объектом его исследования являются операции по продаже ценных бумаг (акций и облигаций).

По мнению Коммонса, производство не является предметом изучения «институциональной экономики». Производство является предметом особой «инженерно-политической экономии», лежащей за пределами институционализма. Таким образом, предметом исследования его «институциональной экономики» является сфера обращения, но она рассматривается не как реальное движение товаров, а как перемещение титулов собственности, т.е. как юридические сделки.

Коммонс настаивал на том, что задача экономической науки не в абстрактных объяснениях сущего, а в разработке рекомендаций по перестройке экономической жизни на разумных основаниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: