Когнитивная структура жизненного пространства

Жизненное пространство является ключевым в теории поля К. Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных или отталкивающих объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого и т.д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение – это функция личности и ее окружения в данный момент времени. Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния непсихологических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально-экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства.

В трактовке жизненного пространства нашли свое отражение положения гештальт-психологии, которые составляли важный аспект научного мировоззрения Левина:

- Образ мира или явления (иными словами – «гештальт») создается не путем синтеза отдельных элементов, отдельных ощущений. Он возникает сразу как целостный феномен. Иными словами, гештальт не является суммой частей, а представляет собой целостную структуру, систему.

- Образ создается в «данный момент». Прошлый опыт не играет никакой роли в создании этого гештальта. Он создается путем инсайта («ага-переживанием»). Образы прошлого могут актуализироваться «в данный момент» и обусловить поведение человека, но это не то влияние, которое имели в виду сторонники бихевиоризма и психоанализа.

Жизненное пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются раздельными границами. Границы обладают свойствами проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства – все, что может быть осознанно человеком. Событие – результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.

Гомогенная или недифференцированная среда – такая среда, все события в которой в равной степени влияют на человека. В такой среде человек обладал бы совершенной свободой передвижения, поскольку в ней не было бы мешающих барьеров. Такая полная свобода передвижения объективно не отражает истинное положение дел. Этим и вызвана необходимость деления среды на регионы.

Между внутренней дифференциацией среды и внутренней дифференциацией человека есть сходство и, одновременно, различие. Необходимо, однако, отметить, что при конкретной репрезентации конкретного человека в конкретной психологической ситуации в данный момент времени точное число и относительное положение субрегионов среды, как и точное число и относительное положение во внутренней сфере, должно быть известно, иначе поведение будет непонятно. Полный и точный структурный анализ отражает всю совокупность возможных психологических событий в данный момент времени. Динамический анализ показывает, какие из возможных событий актуально повлияют на поведение.

Жизненное пространство есть вселенная психолога; это вся психологическая реальность. Оно содержит тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение индивида. Оно включает все, что нужно знать для понимания конкретного поведения человеческого индивида в данной психологической среде и в данное время.

Когнитивная структура личности есть динамическое образование, оно не является застывшим, обусловленным наследственностью. Когнитивная структура жизненного пространства обеспечивает процесс решения проблем.

Для умственно отсталого ребенка переход от одного региона к другому более труден, чем для нормального. Это влияет на скорость и гибкость в решении проблем. Так же Левин постулировал большую дифференцированность нормального ребенка по сравнению с умственно отсталым. Следовательно, имея в распоряжении больше регионов, которые возможно было бы использовать в решении проблем, нормальный ребенок быстрее и эффективнее справится с заданием и переходит к следующему. Что же касается умственно отсталого ребенка, то, как показали эксперименты, он будет пробовать закончить решение одной задачи, не переходя к следующим.

Вопросы:

как осуществляется ориентировка в окружающем мире на основе модели окружения?

в чем проявляется адаптивность и дезадаптивность личности?

Итак, структурная репрезентация жизненного пространства подобна дорожной карте. Хорошая дорожная карта содержит всю информацию, необходимую для планирования любого типа похода – так же и хорошая структурная репрезентация людей и их окружения содержит все факты, знание которых необходимо для оценки любого возможного типа поведения. Но, так же, как карта не может сказать нам, какой именно поход действительно решит совершить человек, так и детальная картина жизненного пространства не скажет нам о том, как человек собирается себя вести. Только структурные или топологические представления не могут объяснить поведение в конкретной психологической ситуации. Для понимания такого рода необходимы динамические представления, к которым относятся энергия, напряжение, потребность, валентность, сила или вектор.

Дифференциация параметров жизненного пространства, регрессия. Местоположение индивида внутри области и вне нее. Изменение когнитивной структуры. Психологическая среда. Ориентировка в окружающем мире на основе модели окружения. Репрезентация окружающего пространства, ее адаптивное и дезадаптивное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: