Тема 2. Познание, его возможности и границы

План:

1. Познание как предмет философского анализа. Понятие знания. Научное, донаучное и вненаучное знание. Знание как социальное явление.

2. Единство чувственного и рационального в познании. Эмпирический и теоретический уровни знания.

3. Понятие научного метода.

Методы эмпирического познания.

Методы теоретического познания.

Методические рекомендации:

1. Обсуждение вопроса следует начать с уточнения возможных философских позиций по проблеме познания: мир познаваем или нет. Что такое агностицизм? Затем определить, что мы понимаем под знанием. Чаще всего, говоря о знании, подразумевают именно научное, в то время как существуют другие проявления знания, а именно: житейское, художественное, религиозное… Следовательно, целесообразно охарактеризовать эти типы знания как различные совокупности представлений человека, относящиеся к различным сферам его жизнедеятельности и интересов.

Необходимо затем определить специфику научного знания. Научное знание – это всегда система представлений, теорий, учений, положений и т.д. о законах существования и развития реального, действительного мира. Характерными признаками научного знания является целостность, логическая организованность и непротиворечивость. Важной особенностью является также его общечеловеческая ценность: развитие научного знания имеет целью получить такую информацию, которая представляет интерес для всего человечества. Для сравнения: религиозное знание в качестве информации, источника формирования ценностных ориентаций, имеет значение преимущественно для последователей данной конфессии.

Характеризуя научное знание, следует остановиться на такой его специфике, как суверенность разума, зависимость от свойств изучаемых предметов и т.п.

Объясните, что собой представляет донаучное знание и в каком отношении (какой связи) оно состоит с научным знанием.

В качестве одной из форм вненаучного знания целесообразно рассмотреть религиозное знание, которое является в большей или меньшей степени систематическим изложением представлений о существовании и путях обнаружения сверхъестественного, о тех зависимостях, которые существуют между естественным и сверхъестественным. Религиозные знания, передаваемые в качестве некоторой информации, представляют собой итог, результат мистического опыта, мистического постижения человеком мира и выражены в форме понятий, суждений представлений. Обратите внимание на то, что главным в религии является богопознание. Подумайте, можно ли утверждать, что предметом (объектом) знания в религии является Бог? Обратите внимание на то, что в христианской гносеологии анализ предмета познания неизменно (и незаметно) переходит в рассмотрение возможностей и способов обоснования его бытия (Фома Аквинский), что оно дается людям в Откровении, которое должно усваиваться верой. Вспомните, каков источник научного знания?

Завершая обсуждение вопроса, обратите внимание на характеристику знания как явления социального, т.е. обусловленного развитием и потребностями общества, ориентированного на них. Более подробно следует остановиться на характеристике особенностей и трудностей социального познания, в том числе: сложность общества как объекта познания, наличие свободной воли у людей, совпадение объекта и субъекта познания.

2.Прежде всего, следует уточнить значение понятий «чувственное» и «рациональное»; покажите, в каких формах существуют чувственное и рациональное. В истории философии известны разные подходы к решению проблемы соотношения чувственного и рационального. Одни философы полагали, что ощущения и восприятия являются главным источником нашего знания о мире. Такое решение получило название сенсуализма. Классическое выражение сенсуализм получил в истории Нового Времени (Локк), его основное положение звучит так: «Нет ничего в разуме, что первоначально не было бы в чувствах». Однако наши ощущения являются источником знания, но не самим знанием. Ведь ощущают и животные. Кроме того, сведение знания к чувственному восприятию делает наше познание ограниченным: у человека есть ограниченное количество органов чувств, которые к тому же не совершенны.

Существует также позиция, признающая единство чувственного и рационального в познании как его моментов, неразделимых сторон, т.к. каждое ощущение человека сопровождается смысловым обозначением, получает определенную логическую, рациональную форму. Принимая форму суждения, ощущения и восприятия становятся знанием.

Эмпирическое и теоретическое отличаются друг от друга не так, как чувственное и рациональное. Этими понятиями обозначают уровни познания. Очень важно разобрать, что и эмпирический, и теоретический уровни познания существуют как единство чувственного и рационального. Сравните эмпирический и теоретический уровни с точки зрения того, каким образом получено знание, как в нем представлен объект познания и т.д.

Завершить обсуждение вопроса можно рассмотрением понятий субъекта и объекта познания, характеристикой диалектики их исторического существования.

Понятия для усвоения: знание, агностицизм, чувственное, рациональное, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, сенсуализм, эмпирический, метод, объект познания, субъект познания, истина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: