PR отдел

Служба по связям с общественностью —

это специализированное структурное подразделение предприятия (обязательная система управления), способствующая взаимодействию внутренней и внешней общественности с политикой и реальной практикой деятельности организации.

В своей деятельности служба по связям с общественностью стремится к решению определенных задач, как то:

1) предоставление руководству организации информационных материалов, содержащих сведения о мнении общественности по различным направлениям деятельности организации, а также информирование о реакции общественности на проводимые акции и различные мероприятия;

2) поддержка доверия общественности к организации;

3) улучшение взаимоотношений между организацией и общественностью определенной целевой группы.

В развитых странах PR-службы приоритетной задачей в своей деятельности считают реализацию коммуникативно-интегрированной политики, что подразумевает организацию и планирование работы по межличностному общению, а также воспитание служащих и формирование у них определенных взглядов и культуры.

Структура службы связей с общественностью строится в зависимости от целей и сочетает в себе линейные и функциональные схемы управления. В любой организации служба по связям с общественностью нацелена на обеспечение долговременных внутренних и внешних связей и создание благоприятного образа организации и ее руководителя. В ней работают специалисты, владеющие PR-технологиями и хорошо ориентирующиеся в сфере деятельности организации. В ряде организаций службы по связям с общественностью представлены пресс-секретарем, который занимается работой со СМИ и налаживанием контактов в аналогичных отраслях деятельности и ликвидацией кризисных ситуаций как внутри, так и вне своей организаций.

Также структура отдела связей с общественностью может быть представлена целым рядом специалистов: начальником отдела; специалистом, занимающимся разработкой организации; имиджмейкером, специалистом по работе со СМИ; менеджером по медиа-планированию, журналистом, специалистом по написанию речей (спичрайтером); менеджером по специальным проектам; продюсером, специалистом по исследованиям (социологическим и маркетинговым); специалистом по Интернет-работе, секретарем и художником-дизайнером.

Штат отдела по связям с общественностью комплектуется в зависимости от масштабов организации. В небольших организациях один специалист может выполнять функции сразу двух или трех специалистов. Так, специалист по работе со СМИ может одновременно быть журналистом и специалистом по созданию и распространению оперативной информации.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Виды PR отделов
Отношения с прессой
Целью является размещение достойной известности информации в новостях, чтобы привлечь внимание к человеку, продукту или виду услуг. Одна из причин роста PR в гостиничной индустрии — достоверность. Большая часть рекламы рассматривается потребителями как информация из третьих рук. Благоприятная рецензия на ресторан в местной газете, подписанная редактором, отвечающим за ресторанный рейтинг, имеет большее влияние, чем реклама, сочиненная менеджерами ресторана.

Паблисити продукции
Задача паблисити — обеспечивать редакционное пространство (в противоположность оплаченному пространству) в печатных и транслируемых средствах массовой информации для продвижения продукта или вида услуг. «Раскручивание» продукции производится разными способами. Новая продукция, особые события, например фестивали еды, обновленная продукция, например недавно перестроенная гостиница, и продукция, популярная благодаря современным течениям, например обезжиренные десерты, — вот потенциальные кандидаты на паблисити.

Корпоративная коммуникация
Этот вид деятельности охватывает внутреннюю и внешнюю коммуникацию и обеспечивает понимание организации. Одним из важных маркетинговых аспектов корпоративной коммуникации является коммуникация, направленная на сотрудников, например, выпуск газеты новостей (newsletters).

Лоббирование
Лоббирование включает в себя общение с законодателями и правительственными чиновниками с целью продвижения или аннулирования законодательства и мер регулирования. Большие компании нанимают собственных лоббистов, тогда как маленькие компании вынуждены лобировать свои интересы при помощи местных торговых ассоциаций.

Консалтинг
Консалтинг включает в себя советы по общественным вопросам, положению и имиджу компании. Консалтинг важен, когда в бизнесе возникают щекотливые вопросы. Например, в Лас-Вегасе вода едва ли находится в изобилии. Основные курорты, где демонстрируется вода, такие, как Mirage, советуют своим менеджерам предпринять попытки по экономии воды — переработку водных отходов отеля с целью использования в фонтанах.

Паблисити
Паблисити — непосредственная функция связей с общественностью. Задача паблисти — обеспечивать редакционное пространство (в противоположность оплаченному пространству) в печатных и транслируемых средствах массовой информации для продвижения продукта или вида услуг. Паблисити — весьма популярный инструмент PR, используемый в пяти упомянутых выше видах деятельности. Ниже описаны несколько популярных случаев использования паблисити.

Организационные структуры по связям с общественностью

  Независимый консультант по связям с общественностью
  Корпоративный консультант по связям с общественностью в компании
  Независимое агентство
  Консалтинговая фирма по связям с общественностью
  Международная или транснациональная компания в области «public relations»
  Международная сеть агентств или консалтинговых фирм по связям с общественностью
  Профессиональные международные ассоциации и общества

Статистика последних лет свидетельствует, что корпоративные ПР-департаменты, ПР-агентства и консалтинговые фирмы составляют основу современного российского ПР-сообщества (по данным журнала «Советник» в конце 2000 года в России насчитывалось 230 ПР-фирм и 105 агентств политкон-салтинга), поэтому весьма целесообразно остановиться на сильных и слабых сторонах их деятельности.

Преимущества корпоративных ПР-департаментов. К числу несомненных достоинств корпоративного ПР-департамента можно отнести тот факт, что его сотрудники являются одними из самых осведомленных людей в компании. Они владеют информацией, что называется «из первых рук»: хорошо знают повседневную деятельность компании, производственную и технологическую специфику, сильные и слабые стороны выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, прекрасно ориентируются в сложной внутрикорпоративной системе принятия решений (и реальную мотивацию их принятия) и имеют прямой выход на руководство компании, часто входя в узкий круг топ-менеджеров (Совет директоров, Правление), принимающих все стратегические решения.

По своей природе корпоративные пиарщики являются универсальными профессионалами. С одной стороны, они являются специалистами (или по крайней мере неплохо ориентируются) в той области, в которой работает фирма на рынке, а с другой - они являются профессионалами в области связей с общественностью.

Свою повседневную информационно-коммуникационную работу с внешними аудиториями ПР-департамент координирует с рекламной службой, отделом продаж, отделом науки, службой клиентов и отделом маркетинга. В диалоге с внутренними аудиториями (сотрудники компании, члены их семей, пенсионеры) ПР-департамент тесно взаимодействует с отделом кадров и корпоративными учебно-методическими центрами. В период кризисных или конфликтных ситуаций, в случаях осуществления шагов, затрагивающих интересы больших слоев общественности (слияние, продажа компании, эмиссия акций), корпоративные пиарщики активно опираются на советы и рекомендации собственной юридической службы.

Постоянный обмен информацией с отделом продаж и службой маркетинга дает возможность корпоративным ПР-специалистам хорошо разбираться в ситуации на рынке, знать основных конкурентов и союзников фирмы, а аналитические обзоры отдела науки и службы потребителей помогают определить достоинства и недостатки продукции или услуг и вносить соответствующие коррективы в ПР-тактику.

Круг обязанностей сотрудников ПР-департамента варьируется от фирмы к фирме, но, в основном, они сводятся к следующим функциям:

1. Разработка и реализация ПР-программы по созданию и укреплению позитивного корпоративного имиджа и устойчивой деловой репутации компании, включая такие важные направления ПР-деятельности, как отношения с персоналом, акционерами, инвесторами, правительственными и общественными организациями, управление кризисными или проблемными ситуациями.

2. Разработка и реализация ПР-программы по поддержке маркетинговой стратегии компании и продвижения ее брендов (товаров и услуг) на рынке, уделяя основное внимание маркетинговым ПР-отношениям с потребителями и промоушн-акциям.

3. Обязанности пресс-секретаря компании (если его нет в штате). Работники ПР-департамента осуществляют повседневное взаимодействие со СМИ: отвечают на звонки и запросы журналистов, организуют интервью с руководством компании, созывают пресс-конференции или брифинги по случаю крупных событий в истории фирмы, проводят пресс-туры и пресс-завтраки по особо важным темам, руководят информационными кампаниями в СМИ.
На сотрудников корпоративной службы по связям с общественностью возлагается задача регулярной подготовки и рассылки в СМИ, внутренним и внешним целевым аудиториям основных информационных рабочих и имиджевых ПР-документов: пресс-релизов, пресс-китов, заявлений для печати и заказных статей, информационных справок, презентационно-рекламных и имиджевых буклетов, годовых отчетов.
Одной из самых сложных для ПР-департамента задач является подготовка речей и выступлений руководителей фирмы на различного рода деловых (конференциях, семинарах, съездах), имиджевых (презентации) и торжественных (банкеты, приемы,) мероприятиях. Известную трудность вызывают традиционные требования руководителей компании включать в их выступления оригинальные и свежие мысли, нестандартные суждения и изречения великих политических и общественных деятелей, а само изложение сути вопроса делать доходчивым и убедительным.

4. Подготовка и проведение годового собрания акционеров. Сотрудники ПР-департамента традиционно принимают непосредственное участие в подготовке и проведении собрания: готовят и согласовывают с основными подразделениями проект годового отчета, формируют для раздачи на годовом собрании «Папку акционера», пишут обращение и речи Президента компании, Председателя Правления или Совета директоров к акционерам, прорабатывают сценарий самого собрания и пресс-конференции по его итогам.

5. Организация и проведение корпоративных мероприятий. Корпоративные акции для внутренней и внешней аудиторий имеют разное предназначение. Внутрикорпоративные события (юбилей фирмы, День фирмы - «Соmраnу Dау», образовательные семинары, выпуск корпоративной газеты, рекрутинговые кампании, тренинги, образовательные семинары) обычно организуются ПР-службой с целью создания в коммерческой организации атмосферы «единой команды», сплочения коллектива, налаживания благоприятного рабочего климата и свободы общения, повышения образовательного и профессионального уровней сотрудников, обеспечения притока новых квалифицированных кадров.
Корпоративные акции, ориентированные на внешнюю аудиторию (экскурсии, торжественные приемы, дни открытых дверей, спонсорство, научно-практические конференции), направлены на установление личных прямых отношений между сотрудниками фирмы и внешними аудиториями. Открытость фирмы для внешнего мира, транспарентность ее функционирования, доступность руководящих менеджеров - все это повышает к ней доверие со стороны общества в целом и формирует благоприятный внешний климат для ее функционирования.

6. Организация и проведение специальных ПР-мероприятий (выставки, ярмарки, конкурсы, викторины, лотереи и т.д.). Поскольку реализация специальных проектов требует значительных организационных, людских, технических и информационно-коммуникационных ресурсов, то корпоративный ПР прибегает во многих случаях к услугам ПР-агентства, распределив соответствующим образом двусторонние обязанности. Ведущие менеджеры ПР-департамента готовят для агентства техническое задание (PR-brief) с формулировкой задачи, добиваются выделения для ее решения бюджета и осуществляют прием выполненных работ (на основе Акта сдачи-приемки работ). На Агентство возлагается миссия детальной разработки и практической реализации спецпроектов «под ключ», а также подготовка отчета перед клиентом.

7. Создание и поддержание привлекательного корпоративного имиджа, формирование корпоративной культуры и контроль за ее соблюдением. Современные и особо «продвинутые» руководители коммерческих структур давно уяснили себе, что:

o у компаний с привлекательным имиджем продукция распродается, несмотря на более высокую, чем у конкурентов цену, в первую очередь, и у них наибольшее число постоянных долгосрочных клиентов;

o инвесторы охотно вкладывают финансовые средства в развитие их производства;

o их акции продаются на бирже по более высокой цене и имеют хорошую ликвидность;

o к их деятельности благосклонно относятся правительственные круги, предоставляя в первую очередь различные льготы и прощая мелкие недочеты.

Популярность компании имеет и негативную обратную сторону, поскольку под нее выпускалось большое число товаров-подделок под фальшивыми или похожими торговыми знаками. В этой связи на ПР-службу возлагается задача контроля над неукоснительным соблюдением фирменного стиля в документах, рекламе, упаковке, корпоративной сувенирной продукции, фирменной одежде сотрудников, оформлении интерьера офиса и т.д. Обычно требования к фирменному стилю излагаются в специальном корпоративном справочнике «Корпоративный фирменный стиль» или «Руководство по оформлению корпоративного делопроизводства» («Written Identity Book», «Identity Policy Воок»).

8. Внутрикорпоративные коммуникации в современных компаниях осуществляются как через естественные коммуникации (личное общение или общение на корпоративных мероприятиях), так и с помощью современных закрытых корпоративных компьютерных систем: общение с персоналом внутри фирмы (Intranet) и общение с партнерами и аффилиированной сетью (Ехtranet).

9. Отношения с персоналом охватывают широкий круг мероприятий и акций, направленных на привлечение новых одаренных кадров, сплочение коллектива, развитие «духа единой команды» и лояльности к работодателю: проведение «Дня карьеры» в крупных учебных центрах (например, в МГУ и МГИМО в Москве), регулярные опросы сотрудников, ежегодные празднования годовщины образования фирмы (Company Day), налаживание дружеских связей с членами семей сотрудников («День открытых дверей») или организация получившего широкую известность «Дня родителей» компании быстрого обслуживания «Макдональдс».

10. Обеспечение обратной связи с целевыми аудиториями и аналитиками. В круг обязанностей сотрудников ПР-департамента входит поддержание постоянного диалога с целевыми аудиториями для определения эффективности тех или иных акций, своевременного отслеживания на ранней стадии признаков возникающей проблемы или кризисной ситуации, быстрой ответной реакции на критические высказывания СМИ, представителей властных структур и клиентов. В корпоративных «паблик рилейшенз» считается серьезным профессиональным промахом, когда сотрудники ПР-службы узнают о внутреннем трудовом конфликте, аварии, выявлении плохого качества продукции или судебных исках к компании из сообщений средств массовой информации.
Профессионализм корпоративных пиарщиков состоит в умении предвидеть и упредить надвигающийся кризис, подготовить заранее аргументированный ответ на критику, свести на нет выпады конкурентов, оперативно и гибко среагировать на возникновение проблемных или кризисных ситуаций.

11. Ведение летописи фирмы. Во многих крупных компаниях немалое внимание уделяют корпоративной истории (она является предметом особой гордости и неотъемлемой частью позитивного корпоративного имиджа и деловой репутации). На корпоративных пиарщиков возлагают задачу скрупулезной фиксации в официальной летописи (она издается время от времени в виде красочно оформленной и богато иллюстрированной книги) всех наиболее значимых событий: открытие первого завода, начало производства новейшей продукции, пуск новой производственной линии, создание филиалов, выход на международные рынки, получение национальных и международных премий и т.д. Фирмы с давней историей традиционно пользуются уважением и авторитетом среди участников рынка, а также особым доверием среди клиентов, покупателей и потребителей («Кодак: бесконечная история», «Проктер энд Гэмбл»: «Взгляд, устремленный в будущее»).

12. Развитие и поддержание связей с правительственными организациями и учреждениями, с профессиональным сообществом. Если европейская школа «паблик рилейшенз» основной акцент в деятельности ПР-департаментов делает на развитие связей со СМИ, то российская, заимствуя многолетний североамериканский опыт, немало внимания уделяет связям с властными структурами (таможня, налоговая служба МВД, сертифицирующие и лицензирующие организации, департаменты мэрии и органы местного самоуправления). Объясняется это просто - эти структуры в значительной степени создают комфортные или, наоборот, неблагоприятные условия для деятельности компании.
Участие в акциях профессионального сообщества (например, какого-либо банка в мероприятиях Ассоциации российских банков) помогает не только находиться в курсе текущих проблем всей отрасли бизнеса, но и содействует коллективному отстаиванию интересов этой отрасли, включая лоббирование.

13. Организация и проведение тендеров (конкурсов). В тех случаях, когда в силу разных причин ПР-департамент не в состоянии самостоятельно разработать и реализовать какую-либо акцию или целую ПР-программу, руководство департамента по связям с общественностью объявляет среди ПР-агентств конкурс на лучшие предложения по ПР-поддержке деятельности компании на рынке.

Паблик рилейшнз и стратегичность мышления.

Эффективное планирование в значительной степени обусловливается способностью руководства стратегически мыслить, то есть предвидеть и формулировать параметры желаемого состояния вещей в будущем, определять, какие силы и факторы будут способствовать или препятствовать продвижению вперед. Планируя программу деятельности, организация фактически вступает на путь предвидения будущих решений. Поэтому стратегическое планирование должно включать логическую систему всех ключевых шагов на пути к цели.

Чтобы соответствовать уровню требований современного менеджмента, специалистам сферы связей с общественностью необходимо, якобы, выходить за пределы ПР-стиля мышления и уметь анализировать потребности и проблемы собственно производственного процесса.

ПР-подход к стратегическому мышлению, сводимый к обязанностям специалистов по паблик рилейшнз заранее предвидеть суммарное влияние решений различных подразделений на внешнюю общественность, становится наиболее весомым.

Концепция социальной ответственности организации (коммерческой, политической, общественной) предусматривает, что пиэрмены должны помогать руководству преодолевать угрозы со стороны внешнего социального окружения, укреплять конкурентоспособность организации и, что самое главное, защищать ценнейший ее капитал — доброе имя и репутацию. Хорошая репутация всегда привлекает внимание акционеров, квалифицированной рабочей силы, возможных инвесторов, государственных заказчиков.

В наиболее развитой форме паблик рилейшнз представляет составную часть научно управляемого процесса разрешения проблем организации. Традиционно специалистами по паблик рилейшнз выделяются 4 этапа процесса разрешения PR-проблем:

1. Определение проблемы. Этот этап включает проверку и контроль знаний, мнений, уточнение точек зрения тех групп общественности, которые каким-то образом связаны с организацией. Это аналитическая функция организации, которая выясняет: "Что происходит?"

2. Планирование и программирование. Информация, выделенная на первом этапе, позволяет установить группы общественности, которые должны быть охвачены программой, выработать стратегии и тактику программы. Этот второй этап процесса должен отвечать на вопрос: "Что нам необходимо изменить, сделать, сказать, исходя из уже известного о ситуации?"

3. Действие и коммуникация. На этом этапе предполагается реализация программы действий и коммуникаций, направленной на то, чтобы добиться конкретных изменений в каждой из групп общественности, что должно обеспечить выполнение программной цели. Выполняя третий этап необходимо ответить на вопросы: "Кто, когда, где и как должен сделать это или сказать?"

4. Оценка программы. Последний этап связан с оценкой подготовки, реализации и результатов выполнения программы. Корректирование курса выполняется по ходу реализации программы на основе информации о том, что срабатывает, а что - нет. Выполнение программы прекращается или продолжается после выяснения вопроса: "Как идут дела?".

Каждый из перечисленных этапов PR-программы важен, однако процесс начинается со сбора информации с целью выявления проблемы, поэтому первый шаг в управленческом процессе является особым. Процесс управления в целом имеет циклический характер и протекает в условиях динамического развития событий, поэтому выделенные этапы можно размежевать лишь условно. Тем не менее в учебных целях мы рассмотрим каждый этап в отдельности.

Эффективное использование оценочных исследований требует разработки специальных программ, проведение их в течение всего процесса осуществления PR-программы. Если программа имеет прочные концептуальные основы, хорошо разработана, оценка ее - сравнительно легкое дело, и наоборот.

Профессиограмма специалиста по связям с общественностью (PR - специалиста)

На языке менеджеров по персоналу профессиграмма - это документ, содержащий основные профессиональные требования, на которые должно быть ориентировано развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или замещения должности. В профессиограмме отражаются профессиональные требования, сформулированные на основе анализа профессиональной деятельности наиболее успешно работающих специалистов. Как правило, П. содержит: а) модель сотрудника (профессиональные, деловые, личные качества); б) модель должности (функции, обязанности, задачи, ответственность и т.д.).

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, PR-специалист по своему профессиональному предназначению должен:

знать важнейшие проблемы внутренней и внешней политики России, современных международных отношений; положения важнейших международно-правовых документов ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и других международных организаций, регламентирующих деятельность в области международной информации, гуманитарного и культурного сотрудничества;

знать историю и современную практику массовой коммуникации и различные ее виды и формы;

знать историю возникновения и становления связей с общественностью ("паблик рилейшнз") как сферы профессиональной деятельности;

уметь устанавливать и постоянно поддерживать необходимые связи со средствами массовой информации, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами, агенствами по связям с общественностью, издательствами, заинтересованными фирмами, государственными и общественными структурами, партиями и движениями;

владеть навыками организации и управления пресс-центром, пресс-службой, отделом печати, отделом по связям с общественностью, центром общественных связей;

уметь устанавливать связи с людьмии организациями, располагающими важными сведениями, источниками информации;

знать основы конфликтологии и социальной психологии и владеть навыками работы в кризисных ситуациях;

постоянно изучать аудиторию, учитывать ее настроение;

уметь планировать и организовывать рекламные, пропагандистские, информационные кампании, владеть навыками социального и политического маркетинга, уметь организовать и вести протокольно-деловые мероприятия;

уметь использовать методику и технику проведения опросов общественного мнения;

свободно владеть риторикой, приемами и методами публичного выступления (знать основы речи, ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога, законы композиции и стиля, приемы убеждения), владеть навыками литературного редактирования, умением создать собственное публицистическое произведение, пресс-релиз;

квалифицированно пользоваться техническими, телерадиоэлектронными средствами массовой информации, уметь фотографировать, владеть видео- и компьютерной техникой.

По общей фундаментальной подготовленности PR-специалист отвечает следующим требованиям:

имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в современном мире, знаком с принципиальными проблемами современного естествознания, развития науки и техники, понимает их социально-экономические и политические последствия;

знаком с основными учениями в области политических, правовых и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения в обществе и между обществом и природной средой, учитывает их в профессиональной деятельности;

знает основные этапы истории России, ее политики, а также истории других ведущих государств и цивилизаций мира, понимает смысл и механизмы исторической преемственности и эволюции;

знает основные проблемы массовой коммуникации и современных СМИ, механизмы и закономерности их формирования и развития, основные теории и концепции, относящиеся к сфере информации, коммуникации и формирования общественного мнения, умеет применять их выводы, методы и приемы исследования для анализа проблем, возникающих в ходе его профессиональной деятельности;

знает основные проблемы информационной политики, национальной безопасности Российской Федерации, владеет методами и приемами их анализа;

способен к самообучению по завершении учебной программы, к расширению своих знаний на основе информационных и образовательных технологий;

способен приобретать новые знания, методически и психологически готов к изменению направления и характера своей профессиональной деятельности;

умеет на научной основе организовать свой труд, владеет приемами и методами сбора, хранения и обработки информации, в том числе с использованием электронно-вычислительной техники, имеет навыки пользования ЭВМ и прикладными компьютерными программами;

владеет иностранным языком (языками), способен выполнять функции переводчика, переводчика-референта и продолжать обучение и осуществлять профессиональную деятельность в иноязычной среде;

владеет культурой мышления и публичного выступления, способен правильно и логично оформить свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях по профессиональным проблемам;

владеет основами научного анализа и прогнозирования различных явлений и процессов, умеет осуществлять их качественный и количественный анализ, способен определять цели специальных исследований и использовать для их осуществления методы изученных наук, готов к работе над междисциплинарными проектами;

готов к работе в коллективе, знаком с методами управления, способен находить и принимать управленческие решения, знает основы педагогической деятельности.

Специалист PR, в соответствии с общей профессиональной и специальной подготовкой должен уметь осуществлять следующие виды деятельности:

информационно-творческая;

социально-психологическая;

информационно-коммуникационная;

информационно-управленческая;

рекламно-информационная;

информационно-аналитическая;

информационно-референтская;

культурно-просветительская;

организационно-рекламная;

информационно-социологическая;

научно-исследовательская.

Качества, которые необходимы специалисту PR, условно можно разделить на 3 сферы:

1. Коммуникативная сфера.

2. Эмоционально-волевая сфера.

3. Познавательная сфера.

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.

Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.

Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.

Качественные исследования предназначено для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.

«Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения» Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.). ФОКУС-ГРУППА, групповые фокусированные интервью - социологическое интервью, основанное на использовании реальной групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлений некоей социальной группы об объекте исследования. Традиционно родоначальником Ф.-Г. принято считать Р. Мертона, чья работа "Фокусированное интервью" (совместно с М. Фиске и П. Кендаллом) признана классической.

Метод Ф.-Г. с успехом используется для изучения имиджа политиков, отношения к политическим партиям и движениям, исследования причин социальной напряженности в обществе, а также для осуществления социального прогнозирования (диагностика социальных проблем и моделирование развития социальных процессов, например, исследование последствий общественных реорганизаций, проблем экологической безопасности и т. п.). И наконец, Ф.-Г. используют в методологическом обеспечении социологических исследований (проверка гипотез, пилотаж инструментария).

Говоря об использовании Ф.-Г. в сфере социологических исследований, необходимо, прежде всего, отметить, что Ф.-Г. позволяет выявить не направленность того или иного выбора респондента, а саму мотивацию, набор объяснительных схем, которыми респонденты описывают собственное поведение. Следует особо подчеркнуть, что в данном случае речь не может вестись о "правильных" или "ошибочных" схемах. Важно, чтобы респонденты самостоятельно описывали собственные мотивы, а не выбирали из предложенного перечня. Оптимальным числом участников Ф.-Г. является 7-10 человек. При большем количестве из них выделяется подгруппа активных участников (те же 7-10 человек), которые реально участвуют в дискуссии, остальные же являются пассивными слушателями. Как показывает практика, при меньшем количестве людей само исследование превращается в набор индивидуальных интервью.

Процесс рекрутирования участников - наиболее трудоемкая и одна из самых ответственных частей исследования. Основным требованием при формировании группы является ее гомогенность по определенному критерию, вытекающему из цели исследования. Такими критериями могут выступать поддержка одного и того же кандидата, участие в митинге, бойкот выборов и т.п. Это позволит вести конструктивную дискуссию, которая в противном случае была бы невозможна. Помимо основного критерия отбора при формировании Ф.-Г. должны также учитываться такие моменты, как общительность участников, их склонность к лидерству, личный интерес к исследуемой проблеме.

Выбор места проведения и техническое оснащение:

Каждая Ф.-Г. длится в среднем от 1,5 до 3 часов в зависимости от обстоятельств. Большая продолжительность нежелательна из-за чрезмерной усталости ее участников. Допускается в середине сессии делать перерыв на 10-15 минут, в ходе которого при необходимости готовится дополнительный стимульный материал (как правило, это карточки с некими терминами или названиями, выявленными по ходу группы). Перерыв необходим в том случае, если Ф.-Г. длится более 1,5 часа.

Основные требования к месту проведения Ф.-Г. - создание комфортных условий для участников. Это должно быть достаточно просторное, хорошо проветриваемое и освещенное помещение, однако слишком большое помещение также нежелательно. Оптимальным будет наличие специально оборудованной комнаты, непосредственно предназначенной для проведения Ф.-Г.

Посреди комнаты должен стоять стол или несколько столов, составленных вместе. Идеальным вариантом будет наличие круглого стола. При наличии стола прямоугольной формы во главе должен сидеть модератор (ведущий) и/или его помощник. Стол необходим по нескольким причинам. Во-первых, по ходу Ф.-Г. участникам часто приходится что-то записывать, заполнять анкеты, рисовать, раскладывать стимульный материал (карточки с названиями или рисунками, фотографии и т.п.). Вторая причина менее очевидна, но не менее важна - несмотря на то, что проведение Ф.-Г. предполагает выражение участниками своего мнения, от них все же не требуется такой глубины внутреннего раскрытия, какая бывает, например, в ходе групповой психотерапии. Стол в данном случае создает своеобразную преграду, позволяющую участнику чувствовать себя в некоторой мере психологически защищенным.

Обязательным при проведении любой Ф.-Г. является фиксация всего происходящего с помощью аудио- и/или видеотехники. Выбор способа фиксации зависит от конкретной ситуации. При аудиофиксации рекомендуется использовать несколько микрофонов, подключенных через микшерный пульт к одному магнитофону, что в отличие от использования нескольких магнитофонов позволяет значительно облегчить дальнейшую расшифровку результатов. Практика, однако, показывает, что при аудиофиксации теряется значительная часть невербальных компонентов беседы, а это заметно искажает картину происходящего, поэтому желательно осуществлять видеосъемку. К тому же при таком виде фиксации значительно облегчается дальнейшая расшифровка и обработка результатов. Возможна видеосъемка неподвижной или подвижной камерой. Первый вариант вызывает меньший дискомфорт у участников и не требует присутствия видеооператора. При съемке же подвижной камерой представление о происходящем будет значительно полнее. Как показала практика, через некоторое время участники перестают обращать внимание на оператора, что позволяет рекомендовать использование подвижной камеры.

Отснятый материал может служить нескольким целям: использоваться для дальнейшей расшифровки и написания письменного отчета; для предоставления заказчику в виде своеобразного отчета видеоподборки наиболее интересных моментов Ф.-Г.; наконец, просмотр видеозаписи позволяет самому ведущему, увидев себя со стороны, скорректировать в дальнейшем свою работу.

Сбор информации. При проведении Ф.-Г. следует соблюдать определенные правила:

Фокус-групповая сессия начинается с краткого вступительного слова ведущего, в котором сообщается предмет обсуждения, общие правила работы. Обязательным является предупреждение о видео- или аудиозаписи дискуссии.

Затем члены Ф.-Г. представляются и начинают обсуждение проблемы, которое может быть построено по принципу воронки (т.е. сначала модератор ставит общие вопросы, затем более конкретные) или пирамиды (т.е. сначала ставят более узкие вопросы, затем более широкого плана).

Общие правила работы группы:

1. Респонденты высказываются поочередно, не перебивая друг друга.

2. Приветствуются все точки зрения, и выслушивается мнение каждого.

3. Поощряются высказывания, подкрепленные примерами из личного опыта, откровенность и искренность.

4. Модератор контролирует поведение респондентов, учитывает как вербальное поведение, так и невербальные проявления активности (мимика, жесты).

5. Дискуссия ведется по 6-10 тематическим блокам. Вопросы должны быть сформулированы четко, понятно для респондентов.

6. Недопустимо, чтобы модератор оказывал психологическое давление на респондентов либо навязывал им свою точку зрения.

7. Видеозапись должна вестись так, чтобы не отвлекать участников дискуссии.

Ход Ф.-Г. в значительной мере зависит от способности модератора направить беседу в нужное русло, скоординировать действия всех участников. Таким образом, кроме ораторских модератор должен обладать такими качествами, как беспристрастность, хорошая память, умение слушать, обобщать, делать выводы, налаживать контакт между участниками. Главным же можно назвать умение создавать ситуацию, способствующую самораскрытию всех участников в равной мере. В ходе проведения Ф.-Г. в задачи модератора входит вербальное и невербальное поощрение к выражению своего мнения излишне закрытых и застенчивых участников и в то же время сдерживание излишне активных. Модератор обязан уметь организовать групповую дискуссию. Большую часть этих качеств можно развить только в результате постоянной практики.

Оформление результатов исследования. Этот этап предполагает обработку результатов всех групповых интервью, проводившихся в рамках проекта, и составление отчета.

Прежде всего, на основе прослушивания или просмотра записанных материалов Ф.-Г. проводятся текстовые расшифровки обсуждения, составляются группировочные таблицы. По вертикали в таблицах, как правило, записывают основные темы обсуждения, по горизонтали группируют основные варианты полученных ответов.

Отчеты о проведении Ф.-Г. могут быть письменными и устными.

Устный отчет предполагает изложение методики проведения Ф.-Г., полученных результатов, обсуждение с заказчиком выявленных тенденций и возможных путей решения проблемной ситуации.

Документальный отчет включает описание методики проведения Ф.-Г., группировочные таблицы полученных результатов, а также выводы и разработанные на их основе рекомендации.

Как и все методы социологических исследований, Ф.-Г. имеет свои достоинства и недостатки. Ф.-Г. дает возможность получения глубокой качественной информации при изучении широкого спектра реакций, мнений, установок, потребностей, ценностей, стимулирует новые творческие концепции, позволяет совершенствовать исследовательские стратегии. К недостаткам метода следует отнести трудности с фиксацией и обработкой результатов Ф.-Г., а также то, что данный вид интервью требует больших материальных и временных затрат, чем обычное интервью. Наиболее эффективно использование Ф.-Г. в сочетании с другими методами социологических исследований.

Символ глобализации, ее стержень - информационная революция. Глобализация порождает интенсивные информационные потоки, которые необходимо постоянно анализировать для того, чтобы адекватно действовать в условиях быстроменяющейся обстановки.

Информационная аналитика в современном мире - это продукт ряда конструктивных тенденций,, характеризующих развитие человеческого сообщества на рубеже тысячелетий, в частности - процесса глобализации и.информатизации. Необходимость эффективно действовать в условиях нового информационного режима привела наиболее успешные социальные системы к созданию основ системы информационно-аналитической деятельности. Появляются'^высокоинтеллектуальные аналитические технологии, разработанные для'поиска данных в автоматическом режиме. Информационнее-аналитическая деятельность - это деятельность, призванная осуществлять информационную поддержку принятия управленческих решений во'всех сферах человеческой деятельности. Информационная поддержка эффективного управления реализуется на основе переработки предшествующей- информации об управляемой сфере путем выработки нового знания и подготовки различных сценариев действия.

Можно выделить 3 основных вида информационно-аналитической деятельности.

!1. Информационная аналитика!

2. Научная аналитика.

3. Управленческая аналитика

В отличие от развитых стран Запада, где формирование информации онной аналитики шло путем постепенного встраивания информационно-аналитических элементов в информационную инфраструктуру общества, в России становление информационно-аналитической деятельности (НАД) как особой отрасли деятельности происходило в кратчайшие сроки, в обстановке максимальной интенсификации всех процессов и обострения политических и социально-экономических проблем.

Процесс формирования системы специализированных учреждений или подразделений в составе различных организаций, занимающихся информационной аналитикой в своей области, был инициирован всем ходом отечественных политических, экономических, социальных ре/форы в начале 90-х гг. XX в. Аналитические службы появились во всех сферах' деятельности, где концентрировались, перерабатывались мощные информационные потоки в целях принятия социально значимых управленческих решений. Именно поэтому эти службы стали создаваться в структуре органов федеральной и региональной власти, в министерствах и ведомствах, в органах СМИ, в сфере бизнеса, при политических'^партиях и движениях.

В целях данных аналитических служб наиболее четко просматривается информационно-вспомогательная природа информационной аналитики. К числу таких информационно-вспомогательных служб, традиционно упорядочивающих информационное пространство, относятся как древнейшие изобретения человечества (библиотеки, архивы), так и более современные реферативные службы, органы НТИ, новейшие фирмы, производящие электронные (в том числе, сетевые) информационные ресурсы. Вместе с тем, информационная аналитика, используя:все возможности, предоставляемые данными службами, активно оперируя их информационными продуктами и услугами, выполняет, прежде всего, задачу качественно-содержательного преобразования информации, функционально пересекаясь в этом плане с научной (производствонового знания) и управленческой (разработка вариантов решений, сценариев) деятельностью.

Характер функционального пересечения (взаимодействия) определяется спецификой сферы анализа.

НА - научная аналитика.

ИА - информационная аналитика.

УА - управленческая аналитика.

Работа аналитика' по сбору информации должна отвечать следующим требованиям:

1, Информация должна быть актуальной. Она должна отвечать реаль-,ньш задачам и проблемам текущей социально-политической жизни

России и мира

2. Информация должна быть достоверной. Достоверность информации -залог успешной работы любой социальной системы.

3'. Информация должна быть полной.

Необходимо в крайне сжатой форме сказать о состоянии проблемы на текущий момент, ее параметрах, дать исчерпывающее представление о предмете анализа.

С глубочайшей древности информационно-аналитическая функция являлась важным? но скрытым компонентом управления, функцией и инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. В течение многих веков аналитика неявно развивалась во властных структурах, и только в XX в. сформировались аналитические структуры, в чьи задачи входили сбор, анализ информации и выработка вариантов управленческих решений

(сценариев). Этот процесс можно охарактеризовать как внутрисистемное Я организационное оформление аналитики.

Сегодня все больше аналитических задач решаются в режимеярямо-. го информационного моделирования и наблюдения за управляемой сф--рой, минуя стадию анализа традиционных публикаций, информационный лаг которых (в данном случае интервал между событием, его отражением в публикациях и его включением в объекты для анализа) слишком, велик.

Можно выделить 2 уровня анализа.

1-й уровень (первичная аналитика).

На первом уровне в основном используется информационный мониторинг.

Центры информационного мониторинга, ситуационного анализа используют электронные ресурсы СМИ, Интернет, неформальных и недокументированных источников, социологических'"данных. Применяют компьютерные технологии обработки больших информационных массивов.

Интересный подход индивидуального информационного мониторинга демонстрирует нам книга «Китайское искусство войны. Постижение стратегии», изданная в С.-Петербурге в 2002 г. На стр. 67 этой книги приводится оригинальная методика

«Нет ничего более трудного, чем распознавать природу дюдей^Хо гя люди хорошие и плохие различаются, их поведение и внешний;-вид не всегда единообразны. Есть такие, кто достаточно хороши, но •вороваты.-Есть такие, кто вовне проявляют почтительность, а внутри себя смею;ся над всеми. Есть такие, кто внешне храбры, а на самом деле трусливы. Есть отдающие все сполна, но лишенные преданности.

Хотя распознавать людей - дело необычайно трудное, есть несколько советов

Во-первых, можно спросить их о правильном и неправильном» чтобы понять их взгляды.

Во-вторых, можно заставить их привести все свои доводы, чтобы увидеть, как они изменятся.

В-третьих, можно поговорить с ними об искусстве стратегии, чтобы выяснить, насколько они проницательны.

В-четвертых, можно объявить, что всем грозит опасность, дабы узнать, насколько они храбры.

В-пятых, можно напоить их, чтобы понаблюдать за их поведением.

В-шестых, можно соблазнить их будущей выгодой, чтобы посмотреть, насколько они скромны.

В-седьмых, можно дать им задание, приказав исполнить его в строго определенное время, чтобы узнать, до какой степени на них можно пот ложиться».

Информационный мониторинг - одна из наиболее часто используемых социальных технологий в политической сфере. Под мониторингом обычно понимают непрерывное слежение, оценку и анализ состояния какого-либо явления.. Информационный мониторинг - технология слежения за явлениями информационной среды, но поскольку информационное содержание свойственно всему социальному пространству, то информационный мониторинг используется не только для изучения объектов информационного пространства, а для всего социального пространства в целом, понимая под этим термином «поле взаимодействия общества и личности».

'•Вторая отличительная черта технологии заключается в определенной стандартизации деятельности. Осуществление информационного мониторинга требует исполнения предписанных процедур, основанных на достигнутом опыте, и потому в данной технологии необходим высокий уровень исполнения согласно принятым нормам.

Третье качество технологии - необходимость придерживаться заданной последовательности операций. В мониторинге нарушение последовательности операций ведет к нарушению логики исследования и в результате делает его невозможным.

Четвертое, все операции при использовании любой технологии должны быть подчинены достижению единой цели. Цель мониторинга влияет на все процедурные вопросы от определения выбора объекта и режима измерения параметров до интеллектуальной интерпретации данных, полученных в ходе наблюдения.

Весь инструментарий первичной аналитики должен работать на аналитиков высшего уровня для получения квалифицированного анализа ситуации, прогноза ее развития, выработки различных сценариев реагирования и реальных действий.

Аналитические задачи 2-го уровня должны решаться в режиме информационного моделирования и наблюдения за управляемой сферой.

Аналитики 2-го уровня должны не только решать поставленные задан чи, но и быть достаточно гибкими, чтобы переходить к решению новых, не сформулированных еще руководством проблем.

Для того чтобы эффективно действовать на 2-м уровне, эффективный аналитик должен обладать творческим мышлением.

Творческое мышление - это связывание вместе предметов или идей; которые ранее связаны не были. Цель - конечно найти, или разработать что-то новое.'

Процесс творческого мышления имеет 5 стадий.

1. Подготовка. Сбор всех известных фактических данных информационного мониторинга, определение проблемы (т. е. ее четкое формул лирование).

2. Мыслительные усилия. На этой стадии происходит активизация мыслительных усилий аналитиков и экспертов по анализу поступившей информации

3. Инкубация. Сформулированная проблема оставляется в подсознании аналитика, в то время как человек занимается другими дедами. За это время слабеет эмоциональное торможение и противодействие новый идеям, а также возникает возможность воспринять новые идеи, которые могут возникнуть за это время.

СВЯЗИ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Сегодня одним из основных элементов успешной деятельности государственных органов, политических партий, предпринимательских и других организаций выступает разработка развернутой программы связей со средствами информации.

Первый шаг в разработке успешной программы связей со средствами информации заключается, в назначении руководителя, ответственного за связи с общественностью. Второй шаг требует того, чтобы руководство организации уделяло время, находило ресурсы и прилагало максимум усилий, необходимых для успешного распространения информации о ней.

Как только эти два шага сделаны, наступает период постоянного использования инструментария связей с общественностью и средствами информации на пользу конкретным потребностям организации.

РАБОТА СО СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИИ

Установление плодотворных деловых отношений с печатными и электронными средствами информации жизненно важно для комитетов избирательных кампаний или партийных организаций. Завоевание уважения и доверия со стороны работников этих важных звеньев общения с публикой способно уберечь кандидата или партию от многих неприятностей.

"Заслуженное" освещение в средствах информации. Термин "заслужить прессу" означает получить освещение в средствах информации благодаря своим достижениям, заметной деятельности, выдающимся событиям или заявлениям, заслуживающим того, чтобы попасть, например, в программу новостей.

"Заслуженное" освещение в прессе имеет значение для избирательной кампании вследствие таких причин:

Во-первых, поскольку кандидат не в состоянии встретиться с каждым избирателем в своем округе, репортажи в прессе об его кампании могут быть основным каналом общения с населением.

Во-вторых, "заслуженное" освещение в средствах информации предоставляет кандидату такой кредит доверия, который невозможно получить с помощью платной рекламы.

В-третьих, стоимость оплачиваемой рекламы настолько высока, что во время многих избирательных кампаний кандидаты не могут себе этого позволить.

Как правило, избирательные кампании областного и местного уровней получают только две возможности гарантированного "бесплатного" освещения в прессе: 1) когда кандидат выдвигает свою кандидатуру; 2) когда кандидат побеждает или терпит поражение на выборах. Во всех остальных случаях внимание прессы приходится активно завоевывать.

В избирательных кампаниях такого уровня часто приходится работать вдвое больше, чтобы привлечь внимание прессы, чем во время кампаний республиканского масштаба. Выборы в местные органы власти не представляются прессе такими уж важными.

Чтобы привлечь внимание средств информации, кандидата и его кампанию следует сделать интересными для прессы. Исходя из этого, нужно работать не покладая рук; избирательная кампания действительно должна заслужить освещение в средствах информации.

Не следует думать, что создание новостей является самодостаточным процессом. От кандидата многое требуется, чтобы попасть в прессу. Прежде всего нужно, чтобы он выдвинул проблему и предложил путь ее разрешения. Однако вряд ли кандидат получит прессу одними лишь заявлениями об этом. Должно быть нечто весомое, подтверждающее заявление. Для кандидата один из лучших способов стать объектом новостей - вести себя так, как будто он уже избран должностным лицом. Кандидат обязан продемонстрировать свои лидерские качества, привлекая к проблеме внимание общественности и предлагая новаторское решение.

Чтобы попасть в объектив прессы, разработку эффективных мер по завоеванию права освещения избирательной кампании в СМИ следует сделать одним из главных ее заданий. Меры по привлечению внимания к кандидату со стороны средств массовой информации должны стать неотъемлемой частью ее плана. Чтобы добиться необходимого для победы освещения в прессе, нужно быть готовым выделить на это определенные ресурсы.

Пресс-секретарь кампании. Лицо, назначаемое кандидатом быть ответственным за работу по завоеванию внимания прессы, можно назвать пресс-секретарем, директором по вопросам информации, руководителем службы связей с общественностью и средствами информации и пр.

В идеале пресс-секретаря на время избирательной кампании нужно занимать только этой работой и брать на полную ставку.

Пресс-секретарь должен быть членом команды, принимающим непосредственное участие в принятии решений и помогающим реализовывать план кампании. Завоевание внимания средств информации - это узловая составляющая реализации стратегии избирательной кампании. Чтобы успешно выполнять свою работу, пресс-секретарь должен понимать общий план кампании и ее стратегию.

Основные обязанности пресс-секретаря сводятся к тому, чтобы разрабатывать тему кампании и распространять ее благодаря умело организованным связям с прессой. Он должен понимать, как именно развивать тему кампании в разнообразных публикациях и дебатах по различным проблемам. Пресс-секретарю необходимо быть в курсе того, когда и как кандидат хотел бы пропагандировать тему в ходе кампании, и четко осознавать, каким образом она будет разворачиваться во всех формах оплачиваемой рекламы.

Пресс-секретарь - единственный человек го команды, кто вместе с кандидатом имеет дело со средствами информации. Это очень важное, проверенное временем правило. Все просьбы о предоставлении информации по каким бы то ни было вопросам должны удовлетворяться одним лицом. Такой подход предохраняет кампанию и особенно кандидата от ошибок в работе с прессой.

Развитие добрых отношений со средствами информации является краеугольным камнем эффективной работы с прессой.

Наладив взаимопонимание с прессой, пресс-секретарь не только добивается положительного освещения своей избирательной кампании, но и может получать важную информацию об отдельных проблемах и избирательной борьбе в целом. Представители средств информации предпочитают иметь дело с одним человеком из состава команды, на которого они могут ссылаться и быть уверенными, что к ним поступает заслуживающая доверия информация.

Некоторые обязанности пресс-секретаря могут изменяться с каждой избирательной кампанией. Но в целом пресс-секретарь обязан:

* обеспечивать положительное освещение кандидата в прессе;

* в случае необходимости выступать от имени команды кандидата;

* планировать каждое интервью;

* отвечать на все запросы прессы об информации независимо от того, в каких отношениях с кандидатом находятся конкретные журналисты;

* следить за тем, чтобы кандидат был всесторонне информирован по всем вопросам, которыми может заинтересоваться пресса;

* доводить до сведения кандидата обо всем, что касается интервью и действий, связанных с прессой;

* готовить и распространять пресс-релизы, заявления для прессы, радио и телевидения, бюллетени, разъяснения и выступления кандидата;

* организовывать исследование проблем и изучение оппозиции с точки зрения политической стратегии кампании и стратегии работы с прессой;

* организовывать и контролировать детали всех пресс-конференций и мероприятий для прессы;

* координировать освещение кампании "заслуженной" прессой и платной рекламой.

Совет: стоит дважды подумать, прежде чем взять на постоянную работу местного журналиста. Доброжелательно настроенный журналист окажется куда полезнее кампании, если он останется там, где все время работал. К тому же из журналистам редко получаются хорошие пропагандисты, как только они становятся членами команды кандидата.

СВЯЗИ С РАБОТНИКАМИ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ

"Заслуженное" благоприятное освещение в прессе - это результат хороших связей со средствами массовой информации. Представители прессы такие же обычные смертные, как и все остальные люди. У них есть свои слабые и сильные стороны, симпатии и антипатии. Достижение взаимного доверия и взаимоуважения с представителями прессы требует времени и терпения.

Если представители средств информации лично знакомы с кандидатом, они с большим желанием будут прислушиваться к нему. А если они больше к нему прислушиваются, то существует повышенная вероятность, что он получит положительную прессу.

Кандидат и члены его команды не должны предубежденно относиться к журналистам. Журналисты - не враги.

К основополагающим принципам связей со СМИ прежде всего следует отнести такие:

1. Чтобы получить доступ к прессе, нужно выяснить, какие лица ее представляют и как они работают.

2. Чтобы иметь хорошую прессу, кандидат должен подавать свои обращения и сообщения в таком виде,

чтобы они были понятны репортерам и их легко можно было печатать.

Составление полных списков средств информации. Для облегчения общения со СМИ составляется тщательный, детальный, постоянно обновляемый список средств информации. Он должен охватывать все ежедневные, еженедельные и ежемесячные издания, а также теле- и радиостанции, обслуживающие население избирательного округа.

Помимо данных о журналистах и репортерах, желательно также иметь информацию о руководителях средств массовой информации - редакторах и издателях.

Контрольный список средств информации

Телевизионные станции

почтовый адрес;

владелец, принадлежность к сети, номер канала;

телефонные номера; часы работы в вечернее время, рабочие и выходные дни, размер и характер аудитории;

имена руководителя, редактора новостей, дежурного редактора, местных репортеров, а также их личные контактные телефоны;

время и продолжительность ежедневных программ новостей, их рейтинг;

срок подачи информации или обращения об освещении событий в программе новостей;

имя руководителя, редактора новостей, местного репортера и их личные телефоны;

частота, длительность и рейтинг каждой программы местных новостей;

сроки подачи информации;

принадлежность станции к общегосударственной "сети новостей" или самостоятельность;

возможность предоставления станции готовых программ; имена тех, кто составляет и контролирует программы местных новостей; время записи и выхода в эфир; тип, жанр программ (например, есть ли

стоимость платной рекламы для кандидатов.

Дополнительные каналы информации. Источниками информации для многих печатных изданий, радио- и телестанций служат зарубежные и отечественные телеграфные агентства Пресс-секретарь избирательной кампании должен иметь их телефоны, имена руководителей центральных и местных отделений, фамилии репортеров, освещающих тот или иной круг вопросов, иметь представление о политической направленности таких агентств.

Совет: Распространяя пресс-релизы или рассылая приглашения, нужно позаботиться о том, чтобы ни один информационный канал не остался без внимания. Пресса чрезвычайно чувствительна к тому, чтобы быть в курсе событий. Очень важно также постоянно обновлять контрольный список средств информации. В средствах массовой информации, особенно на радиостанциях, часто происходят перестановки кадров. Если кандидат начнет посылать материалы не туда или не тому лицу, шансов, что они будут опубликованы или обнародованы, очень мало.

ПОДХОД К РАБОТНИКАМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ

Проанализировав круг средств информации и их возможности, приступают к разработке стратегии эффективного подхода к ним. Она зависит от особенностей политической ситуации, задач кандидатов и оппонентов, их личностей. Главное: не бояться работников средств информации, но при этом относиться к ним с уважением.

Приведем некоторые советы, как общаться с работниками средств информации.

Нанести первый визит. Кандидат должен лично познакомиться с ключевыми работниками местных средств информации. Первый визит-это визит вежливости, во время которого кандидат сообщает работникам СМИ о своем намерении баллотироваться на выборную должность и вручает каждому из них тщательно подготовленный пакет для прессы. Кандидата может сопровождать пресс-секретарь. Это доверенное лицо позже может нанести и отдельный визит.

Поддерживать контакты. Кандидату необходимо встречаться с руководителями средств информации и репортерами регулярно, а не только тогда, когда у него есть что "продать". Желательно организовывать еженедельные завтраки с ними один на один, визиты и встречи типа "забежал на минутку".

Быть источником информации. Работа репортеров - постоянно искать новости и информацию. Сенсации, происшествия, сообщения и т д. - все это их хлеб, особенно в рыночных условиях Если кандидат предоставляет репортерам подобную информацию, он становится необходимым и важным для них. Кандидат и его пресс-секретарь должны стать постоянным и надежным источником информации для прессы.

Использовать телефон. Пресс-релизы, безусловно, играют роль документов, содержащих новости. Думать, прежде чем говорить. Кандидат может считать какого-нибудь репортера своим добрым "другом", а потом вдруг оказаться шокированным нежелательным или уничтожающим для его избирательной кампании материалом, написанным этим "другом".

Контролировать ситуацию. Прежде чем разговаривать с репортером, кандидат или его пресс-секретарь должны твердо знать, что они хотят сообщить.

Быть профессиональным и сочувствующим. Сообщая новости о ходе кампании, следует поступать так, чтобы удовлетворять запросы средств информации и соответствовать режиму работы, отвечать на все телефонные звонки со стороны прессы.

Быть честным. Никогда не надо лгать репортеру. Сделав это однажды, можно потерять доверие навсегда Если же он поинтересуется чем-то слишком деликатным, можно сказать, что это необходимо проверить, прежде чем давать ответ.

Модели рекламного воздействия

Т.е. поиск ответа на вопрос: каким образом воздействовать на целевую аудиторию.

После определения целевой аудитории необходимо решить, какая ответная реакция должна быть на рекламное сообщение. Разумеется, большинство рекламодателей рассчитывают, что это будет покупка. Но покупка это результат длительного процесса принятия решения о ней покупателем. Поэтому необходимо оценить состояние покупательской готовности, т.е. «состояние, через которое обычно проходит покупатель до момента принятия решения о покупке: осведомленность, знание, предрасположенность, предпочтение, убежденность и совершение покупки»5. Целевая аудитория может пребыват


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: