И.П.ПОДЛАСЫЙ
ПЕДАГОГИКА
Новый курс В 2 книгах
ОГЛАВЛЕНИЕ
К студентам........................................................................................... | |
Часть I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ | |
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ.............................. | |
Педагогика — наука о воспитании....................................... | |
Возникновение и развитие педагогики................................ | |
Основные категории педагогики........................................ | |
Педагогическая наука и педагогическая практика.............. | |
Система педагогических наук............................................... | |
Тема 2. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ | |
Педагогическая действительность и ее изучение................ | |
Традиционно-педагогические методы.................................. | |
Педагогический эксперимент............................................... | |
Педагогическое тестирование............................................... | |
Методы изучения коллективных явлений........................... | |
Количественные методы в педагогике................................. | |
Тема 3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ..................... | |
Процесс развития личности.................................................. | |
Наследственность и развитие............................................... | |
Влияние среды на развитие личности.................................. | |
Развитие и воспитание.......................................................... | |
Деятельность как фактор развития....................................... | |
Диагностика развития........................................................... | |
Тема 4. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ............................................. | |
Возрастная периодизация..................................................... | |
Акселерация........................................................................... | |
Неравномерность развития................................................... | |
Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп............................................................... | |
Учет индивидуальных особенностей.................................... | |
Тема 5. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ......................................................... | |
Цели воспитания................................................................... | |
Цели воспитания в современной школе.............................. | |
Задачи воспитания................................................................. | |
Современные зарубежные педагогические концепции....... | |
Цели воспитания в зарубежной педагогике......................... | |
Тема 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС....................................... | |
Педагогический процесс как система.................................. | |
Целостность педагогического процесса................................ | |
Закономерности педагогического процесса......................... | |
Этапы педагогического процесса......................................... | |
Тема 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ................................. | |
Сущность и направленность нововведений......................... | |
Инновационная педагогика.................................................. | |
Инновационные учебные заведения.................................... | |
Оптимизация педагогической системы................................ | |
Тема 8. УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.............................. | |
Функции учителя................................................................... | |
Требования к учителю........................................................... | |
Профессиональный потенциал педагога.............................. | |
Мастерство учителя............................................................... | |
Педагогическая квалиметрия................................................ | |
Аттестация учителей.............................................................. | |
Часть! ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ | |
Тема 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ....................................................... | |
Сущность процесса обучения............................................... | |
Дидактические системы и модели обучения....................... | |
Цели обучения...................................................................... | |
Содержание учебного процесса............................................ | |
Тема 2. ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ...................................................... | |
Дидактические причины и факторы.................................... | |
Факторный анализ в дидактике............................................ | |
Комплексное влияние факторов.......................................... | |
Кривые обучения................................................................... | |
Тема 3. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ..................................................... | |
Мотивы —движущие силы познания................................. | |
Изучение и информирование мотивов............................... | |
Стимулирование учения....................................................... | |
Правила: игрушки управляют миром.................................. | |
Тема 4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ................................... | |
История проблемы.............................................................. | |
Классификация закономерностей обучения....................... | |
Тема 5. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ.......................... | .439 |
Соотношение принципов и правил.................................... | .440 |
Система дидактических принципов.................................... | .443 |
Принцип сознательности и активности.............................. | .446 |
Принцип наглядности обучения......................................... | .448 |
Принцип систематичности и последовательности............. | |
Принцип прочности............................................................. | .454 |
Принцип доступности......................................................... | .458 |
Принцип научности............................................................. | |
Принцип связи теории с практикой................................... | |
Тема 6. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ....................................................... | |
Метод как многомерное явление........................................ | .470 |
Классификация методов обучения...................................... | |
Сущность и содержание методов обучения........................ | |
Выбор методов обучения...................................................... | .507 |
Тема 7. ВИДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ....................................... | .511 |
Виды обучения...................................................................... | 51? |
Формы обучения.................................................................. | |
Типы и структуры уроков.................................................... | |
Нестандартные уроки........................................................... | |
Подготовка урока.................................................................. | .532 |
Вспомогательные формы обучения..................................... | |
Тема 8. ДИАГНОСТИКА ОБУЧЕНИЯ............................................ | .543 |
Диагностика обученности................................................... | .544 |
Контроль успеваемости учащихся....................................... | |
Тестирование достижений и развития................................ | |
Диагностика обучаемости.................................................... |
Книга 1
|
|
|
|
ОБЩИЕ ОСНОВЫ. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям
|
|
ББК 74.00 П44
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. тки. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.
ISBN 5-691-00174-4
ISBN 5-691-00175-2(1)
Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания раскрываются с учетом достижений современной науки и педагогического опыта Рассматриваются принципы организации педагогического процесса в школе, задачи, формы и методы деятельности педагога
Учебник предназначен для студентов педагогических вузов.
ББК 74.00
ISBN 5-691-00174-4 ISBN 5-691-00175-2(1) |
© Подласый И П, 1999 © «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 |
К СТУДЕНТАМ
Мы приступаем к изучению необычной науки. В чем же ее необычность? Во-первых, это наука чрезвычайно сложная, может быть, самая сложная из всех известных наук. Доказывать очевидное нет особой необходимости: человек есть высшее достижение природы, ее венец. Может ли быть простой наука, изучающая человека? Во-вторых, наша наука очень "противоречивая, неоднозначная, диалектическая. Мало сказать, что каждый человек имеет свое мнение о воспитании и может опровергнуть чуть ли не любое утверждение, приведя «противоположные» примеры, и будет по-своему прав. И среди великих мыслителей нет единодушия в оценках этой стороны человеческой и общественной жизни. Сотни диаметрально противоположных утверждений встретятся нам в работах философов, педагогов, политиков, государственных деятелей, пожелавших оставить беспристрастной истории свои труды. Кому верить? Почему? В-третьих, наша наука необъятная, что без доказательств вытекает из предыдущего. Эвереста педагогических книг уже написаны, а необходимость изучать проблемы воспитания осталась. Наконец, педагогика очень интересная наука. Интересна она не только предметом изучения, но и историей развития, с ее не только прозрениями и открытиями, но и драмами человеческих судеб, бесчисленными ошибками, тупиками, заблуждениями.
|
|
В добрый путь, пытливые ученики. Позвольте объяснить вам, как составлен наш учебник, дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу.
Учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро. Чтобы стать педагогом, мастером своего дела, одних фактических знаний мало, нужно научиться профессионально мыслить, а затем и действовать. Работа с учебной книгой — пгрвый шаг в нужном направлении. Успешной она будет лишь в том случае, если мы с вами, уважаемый студент, станем единомышленниками, если мы будем понимать друг друга. Основой понимания станут проверенные жизнью принципы прогрессивной педагогики. Что для этого требуется? С нашей стороны — ясное, научное, доступное и интересное изложение. Удел студента — нелегкий познавательный труд, который нужно поста-
з
раться сделать максимально продуктивным. Без самостоятельного труда ни в одном серьезном деле результата не достичь, и кто боится труда, тот сам себя лишает удовольствия познавать
истину.
Обучение строится по испытанной классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса. Излагаются знания по принципу укрупнения дидактических единиц: такая структура помогает усвоить логику и главные идеи изучаемого материала, вырабатывает умения причинно-следственного мышления.
Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:
Все главы завершаются контрольным тестом и списком литературы для самообразования.
Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). Их компактность достигается путем структурирования знаний, вычленения стержневых идей, использования логических и графических схем, точных и кратких формулировок.
В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. Расширяющие блоки «оживляют» теоретическую информацию, содержат яркие запоминающиеся факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.
Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания. Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы.
«Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни», — заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой — это плохая теория, кто и сколько бы ни уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдете материал для обратной связи: жизнь — теория; теория — жизнь.
Блоки самоконтроля и коррекции (БС, КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. В них использованы различные способы стимулирования ответов, преимущественно средства безмашинного программирования. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога — профессиональная уверенность.
^Работа с учебником строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:
Обратите внимание: блоки не всегда имеют постоянное место в структуре изложения, поэтому приведенная схема отражает наиболее типичную последовательность переходов. Каждый студент выбирает подходящую для себя схему обучения в соответствии с поставленной целью и имеющимися возможностями. Позвольте лишь напомнить, что полноценное усвоение педагогической теории без тщательной и желательно многократной проработки всех предложенных блоков невозможно.
Учебник поддерживается компьютерной контролирующей программой «Ордана», имеющей аналогичную структуру распределения материала. Работая с программой, вы не только лучше усвоите информацию, но и получите наглядное представление о применении электронно-вычислительной техники при изучении гуманитарных дисциплин, новейших способах программирования и тестового контроля.
Обратите внимание и на новые для учебной литературы так называемые диагностические индексы, сопровождающие каж-
дую тему. Они выведены путем статистического анализа результатов изучения материала контрольными группами студентов. Первый индекс — показатель минимально необходимого времени (МНВ). МНВ — это время, за которое учебный материал можно прочитать только один раз, показатель усвоения при этом обычно не превышает 25—30%. Второй индекс характеризует среднестатистическую трудность изучаемого материала в условных единицах. Сопоставление первого и второго индексов определяет общее время, необходимое для усвоения материала с коэффициентом усвоения не ниже 0,7. Планируйте свое обучение по этим ориентирам. Успеха вам.
Часть |
ОБЩИЕ ОСНОВЫ