II. Заполните таблицу

Период Возраст
Младенчество  
  От 1 до 3 лет
Младший школьный возраст  
  От 5 до 6 лет
Средний школьный возраст  
От 15 до 17—18 лет

Акселерация [

Отмечая условность и известную подвижность выделенных периодов, обратим внимание на новое явление, приведшее к пересмотру границ между некоторыми возрастными группами. Речь идет о так называемой акселерации, получившей широкое распространение во всем мире. Акселерация (от латинского «ак-селерацио» — ускорение) — это ускоренное физическое и от­части психическое развитие в детском и подростковом возрас­те. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созре­ванием организма, психологи — с развитием психических фун­кций, а педагоги — с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рас­согласованием процессов физиологического созревания орга­низма и социализацией личности. Педагогическая интерпрета­ция акселерации представлена на рис. 4.

Рис.4

До появления акселерации в 50—60-е гг. физическое и ду­ховное развитие детей и подростков было сбалансированным. На рисунке это показывает кривая 1, выражающая общую тен­денцию нормального физиологического и социального созрева­ния. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного, психического, социального раз- • вития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социаль­ных, нравственных качеств. К тринадцати—пятнадцати годам у девочек, а к четырнадцати—шестнадцати годам у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном раз­витии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрос­лых» физиологических потребностей, в том числе половых, со­циальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно про­грессирующей физиологией. Возникает напряжение, приводя­щее к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подска-

зывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия ак­селерации, создавшей немало трудностей как для самих под­ростков, не умеющих совладать с происходящими в них пере­менами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитате­лей. Если с чисто техническими проблемами акселерации — обеспечением школ новой мебелью, учеников одеждой и т. п. еще как-то справились, то в области нравственных последствий акселерации, в первую очередь проявившихся в широком рас­пространении половых контактов среди несовершеннолетних со всеми вытекающими отрицательными последствиями, проблет мы остались.

О темпах акселерации говорят следующие сравнительные данные. За три десятилетия длина тела у подростков увеличи­лась в среднем на 13—15 сантиметров, а вес — на 10—12 ки­лограммов по сравнению с их сверстниками 50-х годов.

Среди основных причин акселерации назовем: общие тем­пы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повы­шение качества питания и медицинского обслуживания, улуч­шение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причины — радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как пока­зывают опыты с растениями и животными, к ослаблению гено­фонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х годов акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

III. Что такое акселерация? Выберите более точный, пол­ный ответ

1. Процесс активной деятельности личности.

2. Ускоренное формирование интеллектуальных сил лич­ности.

3. Ускорение индивидуального развития человека.

4. Проявление настойчивости личности в достижении по­ставленных задач.

5. Ускоренное физическое и психическое разбитие лично­сти в детском и подростковом возрасте.

] Неравномерность развития

Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспита­тельную деятельность. Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития'.

1. В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек стано­вится старше, темп развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды — быстрее, в другие — медленнее.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непро­порционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в ди­намике которого также есть значительные колебания, обуслов­ленные неравномерностью созревания нервной системы и раз­вития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде все­го в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре созна­ния, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведе­нии, уровне социального развития. Духовное развитие подчиня­ется ряду общих закономерностей.

1. Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется.

Размышляя о таинствах человеческого развития, Л.Н. Тол­стой писал: «От пятилетнего ребенка до меня — только один шаг. От новорожденного до пятилетнего — страшное расстоя­ние. От зародыша до новорожденного — пучина. А от несуще­ствования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижи­мость». Великий знаток человеческой природы чувствовал то, что ученые впоследствии доказывали строгими научными ме­тодами.

2. Духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных условиях психические функ­ции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные

периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий име­ют временный, преходящий характер.

3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Причины сензитивности — неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на ос­нове уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

Почему не овладели нормальной человеческой речью дети-Маугли? Ответ ясен — был упущен сензитивный период, отве­денный природой для формирования этого качества. Если ре­бенок к определенному времени (обычно к 1,5—2,5 годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное бу­дет все труднее. Точно так же можно сказать о всех других ка­чествах — физических, психических, социальных, нравствен­ных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Скажем, за­держка с прямохождением влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Сензитив-ные периоды развития хорошо изучены. Под пристальным контролем педагоги должны держать периоды формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (млад­ший и средний школьный возрасты). Недавно американские психологи установили, что возраст от шести до двенадцати лет — это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Упущен этот период — и человеку будет очень трудно овладеть приемами творческого мышления на высоком уровне.

4. По мере развития психика человека и его духовные ка­чества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации. В этом прояв­ляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с од­ной стороны, психическое развитие представляет собой посте­пенное перерастание психических состояний в черты лично­сти, с другой — их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адек-

ватные действия (И.П. Павлов). На пластичности нервной сис­темы основано действие воспитания. Пластичность также от­крывает возможности компенсации: слабые психические функ­ции могут быть компенсированы более сильными, но не менее важными качествами. Например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: