Количество рабочих | Объем продукта (ТР), ед. | Предельный продукт труда (MPJ, ед. | Цена единицы продукта (MR = Р), р. | Денежное выражение (стоимость) предельного продукта труда (MRPL = MPL x MR), p. |
• 11, Г 1 10 000 | 10 000 | , 20 000 | ||
2 г | .. 15 000. | i~> | • "' юооо | |
з ';. | 18 000 | |||
^ \> 1 4 | 20 000 | 2000 ' | ||
21 000 |
На основе данных, представленных в табл. 9-1, построим кри
вую MRP, (см. рис. 9-1).,---------------------------------------- 1
Рис. 9-1. [> Кривая спроса фирмы на труд.
Так как при найме работников фирма руководствуется правилом MRPL = W, кривая MRPL является кривой спроса на труд со стороны фирмы
' Value of Marginal Product
Фирма, нанимая дополнительного рабочего, соизмеряет размеры выручки, которую она получит благодаря использованию его труда, с затратами на наем данного рабочего. Разумеется, фирме целесообразно нанимать рабочего лишь в том случае, если выручка превышает затраты. Следовательно, денежное выражение предельного продукта труда за определенный период времени (MRPL) надо сопоставить со ставкой заработной платы работника за тот же период (W). Фирма будет нанимать работников до тех пор, пока наблюдается неравенство MRPL > W. В этом случае прибыль фирмы будет продолжать расти. Если же, наоборот, вклад дополнительного рабочего в общую выручку фирмы окажется меньше, чем издержки оплаты его труда (MRPL < W), то нанимать этого работника не следует. Другими словами, при таком соотношении фирма должна увольнять работников.
Условие максимизации прибыли фирмой при найме работников:
MRPL = W. (9.4)
Отклонение от этого условия в любую сторону приводит к тому, ^что число нанимаемых фирмой работников не является оптимальным. Отсюда вытекает, что кривая MRPL является кривой спроса фирмы на рабочую силу. Она показывает, на какое количество рабочих фирма предъявляет спрос при каждом уровне ставки заработной платы. Как любая кривая спроса, эта кривая имеет отрицательный наклон, что говорит о существовании обратной зависимости объема спроса на труд от величины его оплаты.
Кривая рыночного спроса на труд строится путем суммирования кривых спроса со стороны отдельных фирм.
Кривая предложения труда
Теперь рассмотрим, как формируется предложение труда. Будем исходить из того, что рынок труда является конкурентным, т. е. на нем выступает множество рабочих данной квалификации, отсутствуют любые факторы, ограничивающие свободное движение рабочей силы, имеется полная информация о состоянии рынка труда. Конечно, следует иметь в виду, что совершенно конкурентного рынка труда не существует. В реальной действительности всегда имеются факторы, приводящие к отклонению от условий совершенной конкуренции. Обычно не все рабочие обладают полной информацией о рынке труда (величине оплаты труда различными фирмами),
Рис. 9-2. >