Выпуска продукции фирмой на

основе правила Р = МС.

Фирма увеличивает выпуск продукции до тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки. При превышении предельных издержек над предельным доходом фирма сокращает выпуск продукции. Максимизация прибыли достигается при выпуске 9 единиц продукции, так как при этом выпуске соблюдается правило Р = МС.


Определение оптимального уровня выпуска продукции фирмой на основе второго подхода может быть сделано и графическим путем (рис. 10-4).

Мы установили таким образом, что оба приведенных подхода к определению оптимального выпуска продукции приводят к одинаковым результатам.

Экономические границы целесообразности выпуска продукции фирмой

В предшествующем изложении мы исходили из того, что конкурентная фирма выпускает продукцию, получает прибыль и стремится ее максимизировать. Между тем равенство MR = МС еще не доказывает целесообразность выпуска продукции при данной цене.] Может сложиться такое положение, когда можно найти оптимальный выпуск продукции фирмой, но производство продукции при этом выпуске экономически нецелесообразно. Поэтому необходимо рассмотреть условия целесообразности производства продукции конкурентной фирмой.

Эти условия зависят от соотношения между ценой и средними общими издержками выпускаемой продукции. \ ^тЛд ~ f ~ fil~C.

Укажем на следующие варианты соотношения цены, и средних
общих издержек.»,v> ll>j "У 0 => /<

. Первый вариант. Цена превышает средние общие издержки (Р > АТС). Разница между ними составляет прибыль от реализации


единицы продукта (среднюю прибыль), которая в данном случае представляет собой положительную величину. Следовательно, и общая величина прибыли фирмы также положительна/ Владелец такой фирмьь будет вполне удовлетворен результатами работы и, разумеется, 'примет решение о целесообразности выпуска продукции.

Второй вариант. J Цена равна средним общим издержкам {Р = А ГС).. Очевидно, что прибыль в таком случае окажется равной нулю. Но мы помним, что речь идет об экономической прибыли, а, как указывалось в главе 6, 'нулевая экономическая прибыль воспринимается как «нормальная». Поэтому и в данном случае выпуск продукции целесообразен.

Третий вариант. Цена меньше средних общих издержек (Р < АТС). В таком случае фирма несет экономический убыток. На первый взгляд кажется, что выпуск продукции следует прекратить. Но это не такЛНадо сопоставить цену не только со средними общими издержками, но и с той их частью, которая выступает как средние переменные издержки. Предположим, что наблюдается соотношений УС < Р < АТС. Это значит, что фирма за счет выручки от реализации продукции покрывает все переменные издержки и, кроме того, часть постоянных издержек, которые уже осуществлены фирмой (построено здание, приобретено или взято в аренду оборудование и т. п.)^ Предприниматель должен решить проблему: прекратить выпуск продукции или продолжать его, имея экономический убыток. 'Прекратив производство, фирма потеряет те средства, которые уже затрачены. Она понесет потери, превышающие по величине убытки от выпуска продукции. Поэтому обычно в такой ситуации опытный предприниматель принимает решение о целесообразности выпуска продукции в краткосрочном периоде. Продолжает ли действовать правило Р = МС? Да, но речь уже идет не о максимизации прибыли, а о минимизации убытка. Фирма окажется в равновесном положении, выпуская такой объем продукта, при котором убыток минимизируется. Разумеется, она будет принимать меры к снижению издержек и преодолению убыточной деятельности.

Наконец, существует и четвертый вариант, при котором фирме придется прекратить выпуск продукции в коротком периоде^Это произойдет в том случае, когда цена окажется ниже средних переменных издержек (Р < AVC). Какой бы объем продукции фирма


ни выпускала, ее убытки превзойдут потери, связанные с прекращением выпуска. Правило Р = МС здесь не действует.

Кривая предложения конкурентной фирмы

Установив, что поведение конкурентной фирмы зависит от соотношения цен, средних и предельных издержек, рассмотрим, как строится кривая предложения фирмы.

Предположим, что фирма сталкивается на рынке с последовательно снижающимися ценами на свою продукцию. При любом уровне цены она занимает равновесное положение, т. е. производит продукцию в таком объеме, который обеспечивает ей максимальную прибыль или позволяет минимизировать убытки. Уровень издержек не изменяется^ Выясним, какой объем продукции будет предлагать фирма на рынке при различных ценах. Для этого обратимся к ситуации, изображенной на рис. 10-5.

При цене 108 р. за единицу фирма предлагает 12 единиц (МС = Р в точке Л).1 По меРе снижения цены оптимальный объем выпуска продукции уменьшается.\ При цене, равной 68 р., объем предложения составит 11 единиц (МС = Р в точке В). Если цена снизится до 44 р., то фирма уменьшит объем предложения до 9 единиц (МС = Р в точке С). Во всех указанных случаях ГР > АТС, т. е. фирма оптимизирует свое положение, если она будет предлагать



Рис. 10-5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: