основе правила Р = МС.
Фирма увеличивает выпуск продукции до тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки. При превышении предельных издержек над предельным доходом фирма сокращает выпуск продукции. Максимизация прибыли достигается при выпуске 9 единиц продукции, так как при этом выпуске соблюдается правило Р = МС.
Определение оптимального уровня выпуска продукции фирмой на основе второго подхода может быть сделано и графическим путем (рис. 10-4).
Мы установили таким образом, что оба приведенных подхода к определению оптимального выпуска продукции приводят к одинаковым результатам.
Экономические границы целесообразности выпуска продукции фирмой
В предшествующем изложении мы исходили из того, что конкурентная фирма выпускает продукцию, получает прибыль и стремится ее максимизировать. Между тем равенство MR = МС еще не доказывает целесообразность выпуска продукции при данной цене.] Может сложиться такое положение, когда можно найти оптимальный выпуск продукции фирмой, но производство продукции при этом выпуске экономически нецелесообразно. Поэтому необходимо рассмотреть условия целесообразности производства продукции конкурентной фирмой.
|
|
Эти условия зависят от соотношения между ценой и средними общими издержками выпускаемой продукции. \ ^тЛд ~ f ~ fil~C.
Укажем на следующие варианты соотношения цены, и средних
общих издержек.»,v> ll>j "У 0 => /<
. Первый вариант. Цена превышает средние общие издержки (Р > АТС). Разница между ними составляет прибыль от реализации
единицы продукта (среднюю прибыль), которая в данном случае представляет собой положительную величину. Следовательно, и общая величина прибыли фирмы также положительна/ Владелец такой фирмьь будет вполне удовлетворен результатами работы и, разумеется, 'примет решение о целесообразности выпуска продукции.
Второй вариант. J Цена равна средним общим издержкам {Р = А ГС).. Очевидно, что прибыль в таком случае окажется равной нулю. Но мы помним, что речь идет об экономической прибыли, а, как указывалось в главе 6, 'нулевая экономическая прибыль воспринимается как «нормальная». Поэтому и в данном случае выпуск продукции целесообразен.
Третий вариант. Цена меньше средних общих издержек (Р < АТС). В таком случае фирма несет экономический убыток. На первый взгляд кажется, что выпуск продукции следует прекратить. Но это не такЛНадо сопоставить цену не только со средними общими издержками, но и с той их частью, которая выступает как средние переменные издержки. Предположим, что наблюдается соотношений УС < Р < АТС. Это значит, что фирма за счет выручки от реализации продукции покрывает все переменные издержки и, кроме того, часть постоянных издержек, которые уже осуществлены фирмой (построено здание, приобретено или взято в аренду оборудование и т. п.)^ Предприниматель должен решить проблему: прекратить выпуск продукции или продолжать его, имея экономический убыток. 'Прекратив производство, фирма потеряет те средства, которые уже затрачены. Она понесет потери, превышающие по величине убытки от выпуска продукции. Поэтому обычно в такой ситуации опытный предприниматель принимает решение о целесообразности выпуска продукции в краткосрочном периоде. Продолжает ли действовать правило Р = МС? Да, но речь уже идет не о максимизации прибыли, а о минимизации убытка. Фирма окажется в равновесном положении, выпуская такой объем продукта, при котором убыток минимизируется. Разумеется, она будет принимать меры к снижению издержек и преодолению убыточной деятельности.
|
|
Наконец, существует и четвертый вариант, при котором фирме придется прекратить выпуск продукции в коротком периоде^Это произойдет в том случае, когда цена окажется ниже средних переменных издержек (Р < AVC). Какой бы объем продукции фирма
ни выпускала, ее убытки превзойдут потери, связанные с прекращением выпуска. Правило Р = МС здесь не действует.
Кривая предложения конкурентной фирмы
Установив, что поведение конкурентной фирмы зависит от соотношения цен, средних и предельных издержек, рассмотрим, как строится кривая предложения фирмы.
Предположим, что фирма сталкивается на рынке с последовательно снижающимися ценами на свою продукцию. При любом уровне цены она занимает равновесное положение, т. е. производит продукцию в таком объеме, который обеспечивает ей максимальную прибыль или позволяет минимизировать убытки. Уровень издержек не изменяется^ Выясним, какой объем продукции будет предлагать фирма на рынке при различных ценах. Для этого обратимся к ситуации, изображенной на рис. 10-5.
При цене 108 р. за единицу фирма предлагает 12 единиц (МС = Р в точке Л).1 По меРе снижения цены оптимальный объем выпуска продукции уменьшается.\ При цене, равной 68 р., объем предложения составит 11 единиц (МС = Р в точке В). Если цена снизится до 44 р., то фирма уменьшит объем предложения до 9 единиц (МС = Р в точке С). Во всех указанных случаях ГР > АТС, т. е. фирма оптимизирует свое положение, если она будет предлагать
Рис. 10-5.