Изменения величины предложения фирмы в зависимости от уровня цен

Цена, р. Объем предложения, ед.
   
   
   
   
   
   
   

Таким образом, фирма определяет оптимальные объемы выпуска продукции (объемы рыночного предложения), продвигаясь по кривой МС. На основании принимаемых фирмой решений можно построить^таблицу предложения фирмы (см. табл. 10-5) и соответствующую! кривую предложения S. Она совпадает с кривой МС лишь на отрезке последней, расположенном выше точки ее пересечения с кривой AVC. На рис. 10-5 это отрезок АЕ. }

Мы рассмотрели, как строится кривая предложения отдельной фирмы. Как известно, равновесная цена определяется на уровне точки пересечения кривых рыночного спроса и рыночного предложения. Объем рыночного предложения представляет собой сумму


объемов предложения всех фирм, выступающих на рынке данного товара. ^Чтобы построить кривую рыночного предложения, следует суммировать по горизонтали кривые индивидуального предложения отдельных фирм.\

Равновесное положение фирмы в длительном периоде

До сих пор речь шла о поведении конкурентной фирмы в краткосрочном периоде, когда капитал, которым располагает фирма, является фиксированным, т. е. фирма может варьировать количеством рабочих, не изменяя своей производственной мощности. В долгосрочном периоде, как указывалось в главе 6, фирма может сколько угодно увеличивать или сокращать объем производства, она может вообще закрыться, т. е. выйти из отрасли, точно так же, как новые фирмы могут войти в данную отрасль. Это обстоятельство обусловливает иной подход к установлению равновесного положения фирмы в длительном периоде, чем в коротком. ^Если в коротком периоде фирма может, находясь в положении равновесия, получать положительную прибыль или, наоборот, нести убытки, то в длительном периоде фирма, оптимизируя выпуск своей продукции, обычно получает нулевую («нормальную») прибыль^1

Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, укажем причину, которая побуждает фирмы покинуть отрасль или войти в нее. Это стимул получения положительной прибыли. Вхождение фирмы в отрасль вызывает следующую цепь событий: приток ресурсов в отрасль — увеличение выпуска продукции — рост рыночного предложения (сдвиг кривой предложения вправо) — снижение рыночной равновесной цены — исчезновение положительной прибыли (или возникновение убытков при чрезмерном росте предложения) — выход фирмы из отрасли — сокращение выпуска продукции — сокращение рыночного предложения (сдвиг кривой предложения в обратную сторону, влево) — повышение равновесной цены — возникновение положительной прибыли и т. д. Таким образом, отраслевое равновесие непрерывно нарушается и автоматически восстанавливается. Оно наступает тогда, когда все фирмы получают нулевую прибыль и ни у одной из них нет стимула менять свое положение на рынке./Но нулевую прибыль, как указывалось выше, фирма получает тогда, когда достигается равенство Р = АТС, т.е. цена равна средним общим издержкам, которые


в длительном периоде совпадают со средними переменными издержками, так как постоянные издержки отсутствуют. [Следовательно, равенство Р = Л/С является необходимым, но недостаточным условием равновесного положения фирмы в длительном периоде.

С Р — МС - АТС — условие равновесия конкурент- ]
1ной фирмы в длительном периоде.)

(10.7)

Может ли фирма получать положительную экономическую прибыль? Она может возникнуть из-за неравномерности распространения достижений научно-технического прогресса, ее получают временно фирмы-пионеры, которые, используя те или иные инновации, снижают средние издержки ниже среднеотраслевого уровня. Однако прибыль исчезает, когда инновации распространяются по всей отрасли'и происходит снижение среднеотраслевого уровня издержек до уровня издержек у фирм-пионеров. Затем прибыль может возникнуть снова на тех же или иных предприятиях вследствие использования других инноваций. Таким образом происходит постепенное снижение уровня средних издержек, т. е. повышение отраслевого уровня эффективности производства, ниже которого наблюдается банкротство фирм.

!о.з. монополия f ^— v

*

Сущность монополии

Монополия представляет собой рыночную структуру, полярно противоположную совершенной конкуренции. Она предполагает (существование фирмы-монополиста, являющейся единственным продавцом продукта,! не имеющего близких аналогов. Такое положение позволяет ^монополисту полностью контролировать цены на свою продукцию, поскольку ему не противостоят фирмы-конкуренты.

Существование монополии невозможно без наличия достаточно высоких барьеров, препятствующих проникновению на монополизированный рынок других производителей.^Поэтому причины сохранения монополизированных отраслей в значительной


степени сводятся к существованию таких барьеров. Укажем на важнейшие из них.

Прежде всего это'легальные (юридические) барьеры, т. е. барьеры, установленные законодательством той или иной страны.\ Некоторые фирмы получают монопольные права и привилегии на реализацию товаров и услуг. Обычно ими являются предприятия общественного пользования Чэлектрические, газовые, телефонные компании, метрополитен и т. п.). Они являются естественными монополиями. \ Такие компании, используя положительный эффек! масштаба производства,, удовлетворяют рыночный спрос с меньшими издержками, чем если бы его обеспечивали несколько конкурирующих между собой фирм. Государство в интересах потребителей часто предоставляет им монопольные права.

Роль барьеров, ограничивающих проникновение на отраслевой рынок конкурентов, играют также^атенты. Некоторые фирмы получают от государства исключительное право на установленный законом период (в США — 17 лет) использовать разработанные ими технологии. Тем самым создаются условия, стимулирующие проведение фирмами научно-технических разработок.

В ряде случаев фирмы-производители продуктов полностью контролируют ресурсы, в частности источники сырья, необходимого для выпуска этих продуктов.

Важную роль играют экономические барьеры. Вследствие положительного эффекта масштаба производства в некоторых отраслях крупные фирмы достигают низких издержек производства, что приводит к вытеснению конкурентов. Значительные размеры эффективно функционирующего капитала делают невозможным вхождение в отрасль новых фирм.

В России, завершившей переход к рыночной экономике, все еще сохранилась унаследованная от командной системы высокая степень монополизации в производстве большого числа видов продукции. Она объясняется монопольным положением государства, которое планомерно сосредоточивало выпуск многих изделий на одном предприятии, что исключало конкуренцию и, как следствие этого, приводило к торможению технического прогресса, консервировало отсталую технологию.

В том случае, когда на рынке присутствуют много продавцов, которым противостоит один покупатель, имеет место монопсония. Она обычно встречается на рынке ресурсов (например, в городе

10.3. Монополия_______________________________________________________


имеется одно градообразующее предприятие и множеству работников противостоит один работодатель, или в данном регионе имеется лишь один молокоперерабатывающий комбинат, которому вынуждены продавать молоко все хозяйства района).

Некоторые виды продукции выпускаются на одном предприятии. Так, мотороллеры выпускает Тульский машиностроительный завод, любительские кинокамеры — Красногорский механический завод, трамвайные рельсы — Новокузнецкий металлургический комбинат, электромоторы для подъемных кранов — московский завод «Динамо». В ряде отраслей на одном предприятии производится значительная доля продукции отрасли. Например, «Ижмаш» выпускает 60% мотоциклов, ЛОМО — 75% фотоаппаратов.

На практике так называемая «открытая» монополия не встречается. Диктовать рынку цены могут и фирмы, занимающие доминирующее положение на рынке. Законом РФ «О защите конкуренции» предусмотрено, что доминирующее положение на рынке занимает компания, на долю которой приходится 50% рынка. Также в нем содержится понятие «коллективное доминирование», при котором доминирующим признается положение любой из трех компаний, занимающих наибольшие доли рынка, если их совокупная доля рынка превышает 50%, а также положение любого из пяти хозяйствующих субъектов, если они в совокупности контролируют более чем 70% рынка.

Кривая спроса монополиста

Покажем, каким образом фирма-монополист устанавливает цены на свою продукцию. Как указывалось выше, любая фирма, функционирующая в условиях несовершенной конкуренции, является прайс-мэйкером, т. е. не приспосабливается к рыночной цене, а устанавливает ее. Монополист полностью контролирует цену. Если монополист намерен увеличивать объем продаж, он должен снизить цену. Это объясняется тем, что высокая цена сокращает спрос на его продукцию, что ведет к сокращению объема продаж. Снижение цены позволяет увеличить спрос, а значит, и объем продаж. Следовательно, изменения в объемах продаж и уровнях цен влияют на изменения общего дохода фирмы-монополиста.

Рассмотрим рис. 10-6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: