Законодательный процесс

Законы принимаются палатами ФС в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе - совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность ФС.

Законодательная инициатива. Выступление с законодательной инициативой влечет обязательное обсуждение ее в парламенте. Правом законодательной инициативы обладают Президент России, Совет Федерации в целом, отдельные члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство России, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения.

Законопроект обсуждается на заседаниях Государственной Думы поэтапно в трех чтениях. В процессе обсуждения в каждом чтении в текст законопроектов вносятся поправки, изменения, дополнения.

Государственная Дума принимает закон большинством голосов от общего числа депутатов и в течение пяти дней передает его на рассмотрение в Совет Федерации.

Совет Федерации одобряет закон большинством голосов от общего числа членов палаты.

Совет Федерации вправе отклонить закон. В этом случае создается согласительная комиссия для преодоления разногласий. После работы комиссии закон повторно рассматривается в Государственной Думе. Если при повторном голосовании за закон проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, он считается принятым даже без одобрения Советом Федерации.

ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый ГД и одобренный СФ законопроект в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования.

На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней. В течение этого срока Президент может отклонить закон, наложив на него вето, и вернуть обратно в Государственную Думу.

Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают возвращенный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы - вето считается преодоленным. В этом случае Президент обязан в течение семи дней подписать и обнародовать закон. В течение семи дней после подписания Президентом РФ закон должен быть опубликован в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы Томской области о проверке конституционностипункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации".

1. Согласно пункту 100 Регламента Правительства Российской Федерации законопроект, поступивший на заключение в Правительство без финансово-экономического обоснования и иных необходимых материалов, возвращается Аппаратом Правительства субъекту права законодательной инициативы с сообщением причин, по которым невозможно представить заключение.

По мнению заявителя, названная норма нарушает право законодательной инициативы субъектов, уполномоченных на его осуществление Конституцией Российской Федерации, в частности законодёёёательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, и тем самым не соответствует ее статье 104.

Поскольку пункт 100 Регламента Правительства Российской Федерации входит в состав единого регулятивного комплекса, образуемого положениями Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации",Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и других нормативных правовых актов, призванными - на основании Конституции Российской Федерации и в развитие ее установлений - определять условия и порядок реализации указанными субъектами принадлежащего им в силу статьи 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации права законодательной инициативы, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу является пункт 100 Регламента Правительства Российской Федерации, оцениваемый с учетом его места в общей системе правового регулирования законодательного процесса.

2. Конституция Российской Федерации, устанавливая, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, определяет, что народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3, части 1 и 2). Государственная власть в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10), а также в соответствии с установленным Конституцией Российской Федерации разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (статьи 71 - 73).

1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 10 и 104, находящийся в общей системе правового регулирования федерального законодательного процесса пункт 100 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: